Летопись
создания объектов навигационного оборудования России на Балтийском море
1719
1719, 26 (15) августа — маячный огонь на мысе Стирсудден открыл действие
1719, 28 (17) августа – на островке, на месте нынешнего маяка Толбухин капитан 1 ранга Э.Лейн установил маячный огонь Котлинский
1723
1723, июль – устроен маячный огонь на Горивалдае. Упразднён 30 (19) августа 1724 года
1723, 9 августа (29 июля) – первое упоминание о русском маяке на острове Сескар
1727
1727 — впервые открыл действие маяк Нижний Гогландский на северной оконечности острова Гогланд
1736
1736 – огонь Котлинский получил название «маяк Толбухинский», а в 1840 году – «маяк Толбухин»
1737
1737 – для маяка Толбухинский архитектор И.К.Коробов и генерал-аншеф И.Л.Люберас построили первую деревянную башню. Башня сгорела в 1744 году, была восстановлена и стояла до 1810 года
1761
1761 около – маяк установлен на острове Соммерс
1806
1806 – на острове Родшхер (ныне — Родшер) установлена красная деревянная башня высотой 13,10 м
1807
1807, 29 (17) августа — начато освещение вновь построенного маяка Нижний Гогландский
1808
1808 (около) — но острове Нерва построена каменная Нервская башня высотой от основания 41 фут – 12,50 м,
1808 – маяк Соммерс заново обустроенный открыл освещение
1808 – освещён каменный маяк Сескар высотой 26,70 м с катоптрическим аппаратом
1810
1810, сентябрь – для маяка Толбухин построена по проекту архитектора Бирсона и введена в действие нынешняя кирпичная башня с фонарём высотой 27,60 м с катоптрическим (отражательным) аппаратом с 24-мя масляными лампами с рефлекторами и кирпичный 2-этажный караульный дом с аркадой
1810 – на мысе Стирсудден построена деревянная башня
1818
1818 – башня на острове Родшхер переоборудована в маяк Родшхерский высотой 18,90 м
1824
1824 — при маяке Нижний Гогландский построена каменная «Гогландская башня» для колокола
1833
1833 – при маяке Толбухин установлен оптический телеграф, для команды которого пристроен 2-этажный кирпичный дом
1838
1838 – на мысе Стирсудден возобновлена белая деревянная 6-гранная пирамидальная обшитая досками башня высотой 10,83 м
1844
1844– знак Шепелёвский, деревянный, высотой 45 футов — 13,70 м установлен на Шепелёвской горе
1844 – построена деревянная башня Лавенсари (Мощный) высотой 24,40 м
1848
около 1848– установлены два Петергофских огня
около 1848 – Фридрихштадтский навигационный огонь установлен на Военном, южном углу Военной гавани в Кронштадте
около 1848 — на форту Рисбанк — позднее переименован в «форт Павел I» — установлены 3 навигационных огня на мачте на высоте 14,35 м над уровнем моря
1854
1854 – каменный маяк Сескар разобран и установлен временный деревянный маяк с прежним катоптрическим аппаратом
1855
1855 – временный деревянный маяк Сескар разрушен англо – французской эскадрой
1855 — на форту Рисбанк — позднее форт Павел I — переставлены 3 навигационных огня на мачте на высоту 25,00 м над уровнем моря
1856
1856, 13 (01) августа – временный деревянный маяк Сескар восстановлен в прежнем виде
1857
1857, 22 (10) октября — установлены и освещены Передний и Задний маяки Николаевского или Кронштадтского створа с деревянными башнями высотой 3,50 м и 9,00 м соответственно
1857 – учреждён Петергофский маяк
1858
1858, 5 октября (23 сентября) – построен и освещён чугунный новый маяк Сескар высотой 31,80 м
1858 — при маяке Нижний Гогландский создана спасательная станция
1861
1861, март — увеличена высота деревянных башен маяков Николаевского или Кронштадтского створа: Переднего на 0,61 м и Заднего на 3,66 м
1861, (1) 13 августа — впервые был построен и освещён маяк Южный Гогландский с деревянной башней выссотой 13,88 м от основания
1861 – башня Шепелёвская, деревянная, высотой 70 футов – 21,35 м построена на месте разрушенного знака
1862
1862 — разобран Передний маяк Николаевского или Кронштадтского створа
1863
1863, 13 (01) июля – освещён, открыл действие вновь построенный чугунный маяк Фридрихштадтский на Военном углу в Кронштадте
1864
1864, январь – маяк Фридрихштадтский начал светить зимой для сообщения по ледовым дорогам между Кронштадтом, Петербургом и Ораниенбаумом. Прекратил в 1890 году.
1865
1865, 24 (12) мая — построен и освещён Передний Николаевский или Кронштадтский маяк с чугунной башней высотой около 7,00 м
1866
1866, 27 (15) июня – маяк Петергофский переставлен на северную оконечность восточной стороны Петергофской пристани
1866, 21 (09) октября – на маяке Соммерс начал светить диоптрический аппарат заменивший катоптрический аппарат
1867
1867, 11 октября (29 сентября) — маяк Нерва открыл действие.
1867 – при маяке Родшер установлен колокол туманной сигнализации
1867 – при маяке Соммерс установлен колокол
1867 — при маяке Южный Гогландский установлены два колокола туманной сигнализации
1868
1868, 11 июля (29 июня) – на маяке Толбухин маячный аппарат заменён на диоптрический вертящийся системы Френеля 3 разряда
1868, 13 (01) августа — маяк Нижний Гогландский открыл действие после реконструкциии установки нового, диоптрического аппарата системы О.Френеля 4 разряда
1869
1869 – знак Шепелёвский, деревянный, высотой 43 фута — 13,10 м построен вместо пришедшей в негодность башни
1871
1871 – на маяке Родшер вместо казённой прислуги из матросов укомплектовали маячных служителей по вольному найму
1873
1873, 1 (13) июля — при маяке Южный Гогландский установлен туманный горн Гольмса (Хольмса)
1873, 4 августа (23 июля) – маяк Стирсудден открыл действие
1874
1874 – восстановлена деревянная башня Лавенсари (Мощный) в прежнем виде
1877
1877 – маяк Соммерс начали освещать петролеумом вместо сурепного масла
1877 — маяк Нижний Гогландский начали освещать петролеумом (пиронафтом — сорт керосина) вместо растительного сурепного масла
1878
1878 – освещение маяка Толбухин переведено с растительного конопляного масла на петролеум – продукт перегонки нефти
1878 — освещение маяка Нерва стало производиться не конопляным маслом, а петролеумом, он же пиронафт
1881
1881 – освещение маяка Сескар переведено с сурепного масла на петролеум – керосин
1884
1884, 25 (13) июля – приказом по Морскому ведомству маяку на Военном углу дано наименование «Кронштадтский»
1885
1885 – при маяке Толбухин установлен колокол, который упразднён в 1955 году
1885 — при маяке Нерва установлен колокол весом 20 пудов – 328 кг
1886
1886, 11 июля (29 июня) – построен и освещён ныне действующий маяк Родшерский с красной конической кирпичной башней высотой 18,76 м
1886 — при маяке Южный Гогландский установлена паровая сирена, переделанная из горна Гольмса
1887
1887, июнь – установлены Южный (задний) и Северный (передний) маяки Петергофского створа
1890
1890 — разобраны Передний чугунный и Задний деревянный маяки Николаевского створа
1890 — на маяке Нижний Гогландский установлен новый, диоптрический аппарат 3 разряда
1891
1891 – восстановлена деревянная башня Лавенсари (Мощный) в прежнем виде
1891 — построены и освещены маяки Николаевского створа, железные башни которых имели высоту: Переднего маяка 16,16 м и Заднего маяка 24,85 м
1891 — маяк Южный Гогландский переведён на электрическое освещение
1893
1893 – знак Шепелёвский, железный, высотой 43 фута – 13,10 м построен вместо деревянного знака
1895
1895 — при маяке Нижний Гогландский установлена метеорологическая термометрическая будка с термометрами
1898
1898 – знак Шепелёвский разобран в связи с постройкой дачи К.Ф.Сен-Галли с бельведером и флагштоком
1898 — впервые установлены Передний иЗадний светящие деревянные знаки створа Санкт — Петербургского Морского канала с высотой огня над ординаром 12,50 м и 15,00 м соответственно.Разрушены ледоходом весной 1900 года
1899
1899 — при маяке Южный Гогландский установлена пневматическая сирена
1900
1900, 6 января (1899, 25 декабря) – маяк Стирсудден получил телефонную связь
1900, 11 октября (29 сентября) — при маяке Нижний Гогландский открыто телефонное отделение
1900 — при маяке Южный Гогландский:
— установлена пневматическая сирена,
— проложен подводный кабель и установлена телеграфная связь маяка с портом Кунда (Эстония)
— проложена телефонная линия и установлена связь с маяком Нижний Гогландский
1901
1901 – учреждена туманная станция Лавенсари (Мощный)
1902
1902 – маяк Толбухин получил телефонную связь с островом Котлин
1902 – установлена телефонная связь маяка Сескар с Нарвой
1902 — маяк Южный Гогландский переведён на электрическое освещение
1903
1903 — маяк Нерва через остров Лавенсари и мыс Кургальский получил телефонное сообщение с городом Нарвой
1904
1904, 21 (08) ноября – маяк Большой Тютерс был закончен строительством, освещён и открыл действие. Строительство маяка было начато 17 (04) июня 1902 года
1904 — построены Передний и Задний светящие стальные знаки створа Санкт — Петербургского Морского канала с высотой огня над ординаром 12,50 и 15,00 м соответственно
1905
1905 – пневматическая сирена на острове Каравалдай построена и введена в действие
1905 – при маяке Родшер открыто действие пневматической сирены
1906
1906, 20 сентября (3 октября) — построен и освещён ныне действующий маяк Южный Гогландский с кирпичной башней высотой 25,30 мот основания
1908
1908, апрель — при маяке Соммерс открыто действие пневматической сирены
1910
1910 – маяк Шепелёвский построен и введён в действие
1910 – построена железная башня Лавенсари (Мощный) высотой 26,60 м
1912
1912 – изменены огни Южного и Северного маяков Петергофского створа
1913
1913 . Ацетиленовый завод Дирекции маяков и лоции в г. Выборг построен и начал заряжать газоаккумуляторы
1913 – при маяке Родшер установлена радиостанция
1913 – при маяке Соммерс установлена радиостанция
1914
1914 — построены Передний и Задний монолитные железобетонные маяки створа Санкт — Петербургского Морского канала на гидротехническом основании высотой 22,50 м и 43,50 м
1914 — при маяке Нижний Гогландский построен мареограф для наблюдения за уровнем моря
1915
1915 — построен и освещён Задний маяк Кронштадтского створа с монолитной железобетонной башней высотой 56,40 м
1915 — упразднён Передний Николаевский маяк
1920
1920, 14 октября – маяк Стирсудден с Карельским перешейком по Тартусскому (Юрьевскому) договору перешёл во владение Финляндии
1920, 14 октября – остров и маяк Нерва по Тартускому (Юрьевскому) мирному договору между РСФСР и Финляндией отошёл к Финляндии
1920, 14 октября – остров Родшер с маяком по Тартускому договору отошёл во владение Финляндии
1920, 14 октября – остров и маяк Соммерс по Тартускому договору отошли к Финляндии
1920, 14 октября – остров Сескар перешли в ведение Финляндии по Тартусскому мирному договору
1920, 14 октября — остров Гогланд с маяками по Тартускому договору отошёл к Финляндии
1923
1923 – маяк Кронштадтский переименован в «маяк на Военном углу»
1924
1924, 23 сентября – Северный Петергофский маяк снесён наводнением и штормом, восстановлен в 1925 году
1924, 23 сентября — наводнение в Ленинграде с подъёмом уровня воды на 380 см выше ординара. Обнаружен наклон башни Преднего маяка Ленинградского Морского канала
1925
1925 – снаружи башни маяка Руускери – ныне Родшер Финляндией сделана 8-гранная железобетонная рубашка
1928
1928 — зевершение работ по укреплениюоснования Переднего маяка Ленинградского Морского канала
1929
1929 – у маяка Руускери – Родшер Финляндией сделано берегоукрепление
1931
1931 – огонь Лавенсари (Мощный) установлен на стальной колонне высотой 3,70 м (Финляндия)
1931 – на маяке Руускери – Родшер керосино – калильной горелкой заменили керосиновую горелку
1934
1934, 26 октября – маяк Стирсудден переведён на автономное электропитание
1934 – у маяка Руускери – Родшер Финляндией сделан слип для шлюпки
1935
1935, 8 августа – на маяке Большой Тютерс комиссия приняла работы по устройству железобетонной рубашки башни (Финляндия)
1935 – огонь Лавенсари (Мощный) перенесён на башню Лавенсари и установлен на высоте 20,65 м (Финляндия)
1936
1936 – при маяке Шепелёвский установлен радиомаяк; упразднён в 1945 году
1938
1938 – на башне маяка на Военном углу в Кронштадте демонтировано фонарное сооружение
1939
1939, 30 ноября – маяк Руускери – Родшер выведен из действия в связи с началом советско – финской войны
1939 30 ноября – остров Сескар в ходе советско – финской войны занят войсками СССР
1939, 1 декабря – маяк Стирсудден разрушен в ходе начавшейся советско – финской войны
1939, 1 декабря – маяк Нерва разрушен в ходе советско – финской войны
1939, 1 декабря – маяк Соммерс был разрушен в ходе начавшейся советско – финской войны. Остров Соммерс был занят войсками СССР.
1939, 1 декабря — маяк Нижний Гогландский в ходе советско — финской войны был разрушен
1939, 25 декабря — на месте разрушенного маяка Нерва установлен временный деревянный светящий навигационный знак высотой 10 метров
1939, 31 декабря – маяк Руускери – Родшер введён в действие Гидрографической службой Балтийского флота
1939, декабрь – на острове Соммерс силами Гидрографической службы Балтийского флота был установлен навигационный огонь
1940
1940 12 марта – остров Сескар с маяком Сескар перешёл в ведение СССР по Московскому мирному договору
1940, 1 июля – маяк Стирсудден введён в действие ГС БФ с временной деревянной 4-гранной пирамидальной башней высотой 14 м
1940, 12 марта — остров Гогланд с маяком Южный Гогландский отошёл к СССР
1941
1941, 22 июня – маяк Руускери – Родшер выведен из действия в связи с началом Великой отечественной войны. Вскоре маячный городок был разрушен
1941, 29 августа — авиацией противника повреждена башня и уничтожены почти все здания маяка Южный Гогландский
1941, 2 декабря – с острова Соммерс был снят советский гарнизон
1941, 7 декабря — остров Гогланд покинули части флота и армии СССР
1944
1944, 19 сентября — остров и маяк Руускер — Родшер в соответствии с Московским перемирием перешли во владение СССР
1944, 24…30 сентября — части флота и армии СССР приняли от армии Финляндии остров Гогланд и маяк Южный Гогландский
1944, сентябрь – остров Соммерс занят войсками СССР
1944 – восстановлен передний маяк Петродворцового створа
1945
1945, 26 июня – маяк на Военном углу в Кронштадте возобновил действие по окончании войны
1945, 26 июня — маяки створа Ленинградского Морского канала возобновили работу после войны
1945, 11 июля – маяк Большой Тютерс по окончании войны возобновил работу
1945, 11 июля — на месте разрушенного маяка Нерва установлен и открыл действие светящий навигационный знак высотой 35 метров
1945, 25 августа — возобновили действие маяки Кронштадтского створа по окончании войны
1945, 25 августа – маяк Толбухин возобновил действие по окончании войны
1945, 25 августа – маяк Шепелёвский возобновил действие по окончании войны
1945, 27 августа – огонь Лавенсари (Мощный) возобновил действие после окончания войны
1945, 27 августа – маяк Сескар возобновил действие после окончания войны
1945, 28 августа – маяк Стирсудден возобновил действие окончании войны силами ГС БФ с временной деревянной 4-гранной пирамидальной башней высотой 25 м
1945, 28 августа – маяки Петродворцового створа по окончании войны возобновили действие
1945, 28 августа — маяк Южный Гогландский возобновил действие по окончании войны
1945, 10 сентября – маяк Руускери – Родшер по окончании Второй мировой войны введён в действие
1945, 9 октября – на острове Соммерс восстановлен навигационный огонь
1945, 30 ноября – при маяке Шепелёвский установлен колокол для туманной сигнализации; упразднён 5 апреля 1976 года
1945, 30 ноября – маяк Соммерс возобновил действие с новой башней высотой 35 м
1947
1947, 10 февраля – остров и маяк Нерва по Парижскому мирному договору с Финляндией окончательно отходит к СССР
1947 – на маяке Большой Тютерс установлен вращающийся светооптический аппарат марки ЭМ-35/II
1947, 10 февраля – маяк Стирсудден вместе с Карельским перешейком в соответствии с Парижским мирным договором между СССР и Финляндией перешёл во владение СССР
1947, 10 февраля – остров Соммерс перешёл в ведение СССР в соответствии с Парижским мирным договором
1948
1948, 31 мая – при маяке Сескар установлен радиомаяк направленного действия (створный). Упразднён 23 сентября 1978
1948, 7 декабря – при маяке Сескар установлен наутофон. Упразднён 21 мая 19801
1948 – на маяке Большой Тютерс установлен кодовый светооптический аппарат марки
КЭМ-500 с линзой Л-500
1949
1949, 29 июня – при маяке Большой Тютерс установлен морской круговой радиомаяк марки МРМ-54м
1949
1949, 11 октября – при маяке Военного угла № 1 в Кронштадте установлен наутофон, который был упразднён в 1980 году
1950
1950 — маяк Нижний Гогландский частично восстановлен и возобновил действие в автоматическом режиме
1951
1951, май – август — Западный и Восточный створы Базы Литке. Были — тпостроены три створных деревянных знака для двух створов – силами 128-ой Маячной ремонтной партии Гидрографической службы под руководством инженер-капитана Денисова
1952
1952, 17 июля – при маяке Толбухин размещена радиодевиационная установка – радиомаяк марки МРМ-54, который был упразднён в 1964 году
1952, 17 декабря — в связи с электрификацией маяка Нерва было объявлено об изменении цвета, увеличении дальности видимости и изменении характеристики огня
1952, декабрь – восстановленный маяк Нерва принят в эксплуатацию
1952, декабрь – при маяке Соммерс построены 2 жилых дома
1952, 31 декабря –маяк Руускери – Родшер восстановила в/ч 40070 под руководством полковника В.В.Мышкина, инженер-майоров Попова и Сергиенко, прораба Романова. Установлены и введены в действие линза марки Л-500 вместо классного оптического аппарата и наутофон марки 3Р/5
1953
1953, 19 декабря — при маяке Нерва установлен наутофон марки «Тритон-ВЛ-2», который вскоре был заменён на наутофон марки 3/Р5-52, который работал до 1985 года
1953, декабрь – при маяке Соммерс построено маячное техническое здание и установлены радиомаяк марки СРМ-250 и наутофон марки 3/Р5
1953 — маяк Нижний Гогландский погашен, переведён в разряд «несветящих створных знаков» и упразднён
1954
1954, 27 октября – на маяке Шепелёвский впервые установлен импортный дизель-электрический агрегат марки ДМ-20
1955
1955 – при маяке Стирсудден приняты в эксплуатацию построенные новые кирпичные маячное техническое здание и два 2-квартирных жилых дома
1956
1956, 11 мая – маяк Стирсудден продолжил действие с новой монолитной железобетонной башней высотой 29,55 м
1956 — закончено восстановление маяка Южный Гогландский
1957
1957, 18 февраля — при маяке Южный Гогландский установлен наутофон. Упразднён в 1989 году
1957, 4 июля — при маяке Южный Гогландский установлен радиомаяк
1957 – на маяке Толбухин установлен новый светооптический аппарат марки ЭМН-500
1958
1958 – на маяке Шепелёвский построена защитная волноотбойная стенка
1959
1959, 10 августа – установлен светящий задний знак Петродворцового Восточного створа
1960
1960, 23 сентября – радиомаяк при маяке Большой Тютерс переоборудован в радиодевиационную установку
1962
1962 — освещение маяков створа Ленинградского Морского канала переведено с ацетилена на электричество
1963
1963 – на маяке Большой Тютерс установлен вращающийся светооптический аппарат марки ЭМВ-3
1964
1964, 17 января – огонь Лавенсари перименован в маяк Лавенсари (Мощный)
1964, 07 мая – установлен новый светящий передний знак Петродворцового и Петродворцового Восточного створов
1964, 25 декабря – городок маяка Мощный построен и принят в эксплуатацию
1964 – маяк Стирсудден переведён на постоянное питание от государственной электросети
1965
1965, 29 ноября. — два знака створа Базы Литке Восточный, которые построил УНР-519 Морской инженерной службы Ленинградской ВМБ под руководством Григорьева и Комлева, были приняты в эксплуатацию.
1966
1966 – на маяке Мощный установлен светооптический аппарат марки ЭМН-500
1966 – при маяке Родшер установлен и введён в действие наутофон марки LIEJ вместо пришедшего в негодность. Упразднён 4 октября 1986 года
1966 – при маяке Соммерс установлен новый наутофон марки LIEJ
1967
1967, 05 мая — установлен новый светящий задний знак Петродворцового Восточного створа
1967, 17 октября – на маяке Шепелёвский установлен наутофон вместо пневматической сирены; упразднён 21 мая 1980 года
1968
1968 – при маяке Мощный построен деревянный 1-квартирный жилой дом силами Гидрографической службы
1969
1969 – все три знака створов Петродворца подключены к береговой электросети
1970
1970 – на маяке Толбухин УНР-519 МИС ЛенВМБ завершил начатые в 1960 году работы по берегоукреплению и благоустройству островка
1977
1977, 23 июня – на маяке Шепелёвский установлен отечественный автоматический аппарат марки АСА-500 вместо классной маячной светооптики
1977 — на маяке Нерва установили автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём
1977 – на маяке Соммерс установлен новый светооптический аппарат марки АСА-500
1978
1978, 4 июля – на маяке Родшер установлен и введён в действие светооптический аппарат марки АСА-500
1978 – маяк Стирсудден реконструирован силами УНР-118 (в/ч 73667) под руководством полковника-инженера Ю.А.Скорикова и майора-инженера В.П.Наварина.
1978 – завершена реконструкция маяка Сескар силами УНР-118 (в/ч 73667) под руководством полковника-инженера Ю.А.Скорикова и майора-инженера Ивановича
1979
1979,июнь — построено маячное техничнеское здание при Заднем Кронштадтском створном маяке силами в/ч 73667. Руководители работ полковник — инженер Ю.А.Скориков и прораб Матвеев
1980
1980 – на маяке Шепелёвский завершены начатые в 1978 году работы по его реконструкции и строительству Навигационно – гидрографического полигона
1980. 15 июля — створ Базы Литке Восточный Извещением мореплавателям ГС БФ № 226 был объявлен для торгового мореплавания.
1986
1986 – на маяке Большой Тютерс установлен автоматический светооптический аппарат марки АСА-500
1987
1987 – при маяке Родшер установлен радиолокационный маяк – ответчик марки АГА ЭРИКОН УКТ 10101
1987 – на маяке Сескар классная французская оптическая система 2 разряда заменена на отечественный светооптический аппарат марки ЭМВ-930М
1988
1988 – на маяке Шепелёвский завершены начатые в 1987 году берегоукрепительные работы
1989
1989 – при маяке Соммерс упразднён наутофон
1990
1990, 13 ноября – маяк Родшер переведён в автоматический режим работы. Весь персонал с маяка снят
1990 – маяк Толбухин ЮНЕСКО внесло в список объектов Всемирного наследия под № 540-003а5
1991
1991 — завершение работ по укреплению основания Заднего маяка Ленинградского Морского канала
1993
1993, 25 февраля — маяк Нерва переведён на работу в автоматическом режиме
2001
2001, 20 февраля — приказом № 15 председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) объявлены «выявленными памятниками культурного наследия»:
— Передний и Задний маяки Кронштадтского створа
— Передний и Задний маяки Петербургского Морского канала
— маяк Толбухин
— маяк Военного Угла № 1 в Кронштадте
— маяк Петродвирцовый
— маяк Передний Николаевский на Кроншлоте
2016
2016, 2 июня — Петергофский южный маяк (задний знак створа Петродворцовый) включён в перечень объектов культурного наследия регионального значения Санкт-Петербурга
2019
2019 – маяк Толбухин администрация Санкт-Петербурга отнесла к памятникам регионального значения