Маяк Якубовского
Историко – техническая справка
Маяк Якубовского установлен на расстоянии 150 м к SSW от мыса Якубовского – юго-западного входного мыса залива Рында на северо-западном берегу Японского моря, который одновременно является южным входным мысом находящейся в заливе Рында бухты Пластун.
Залив Рында состоит из двух бухт: Пластун и Джигит. Северо-восточным входным мысом залива Рында является мыс Егорова, на котором установлен маяк Егорова. Расстояние от мыса Якубовского до мыса Егорова 5,4 мили (10 км). Между бухтами Пластун и Джигит находится мыс Асташёва, на расстоянии 200 м к северу от которого установлен навигационный знак Асташёва. Расстояние между мысом Якубовского и мысом Асташёва 1,3 мили (2,4 км).
Штатный номер маяка Якубовского по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года — № 724.5. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней — № М7613.
Маяк Якубовского предназначен для обеспечения плавания судов на подходах к портовому пункту Пластун.
Географические координаты маяка Якубовского:
широта 44º 43,8′ N, долгота 136º 20,2′ E
Маяк расположен на территории посёлка городского типа Пластун в Тернейском районе Приморского края. В посёлке проживает около 5 тыс. человек. Основное предприятие посёлка – российско-японское ОАО «Тернейлес», осуществляющее заготовку и переработку леса. Портовый пункт, имеющий 4 грузовые причала общей протяжённостью 660 м, предназначен для вывоза в Японию и Китай леса и пиломатериалов.
Маяк высотой 7,00 м установлен на высоте 88,60 м над уровнем моря на расстоянии 100 м от береговой черты.
Мыс Якубовского высокий, скалистый и обрывистый.
Название бухты «Пластун», как и многих географических объектов российского Дальнего Востока, связано с названием корабля российского военного флота.
В 1857 году в Архангельске, на следующий год после окончания неудачной для России Крымской войны, были построены и вооружены шесть парусно-винтовых корветов: «Стрелок», «Джигит», «Пластун», «Опричник», «Разбойник» и «Наездник». Они имели водоизмещение по 615 тонн, экипаж около 110 человек, паровую машину, работавшую на один винт и вооружены 6-ю пушками. Эти корабли составили Первый Амурский отряд. Названиями всех этих кораблей без исключения были поименованы заливы и бухты Приморья, исследованные экипажами судов.
Первыми 1 октября (19 сентября) 1857 года вышли на Дальний Восток под командованием капитана 1 ранга Д.Е.Кузнецова три корвета: «Пластун» — командир капитан-лейтенант Мацкевич, которого позднее сменил старший офицер корабля лейтенант барон Дистерло, «Джигит» — командир капитан-лейтенант барон Г.Г.Майдель и «Стрелок» — командир капитан-лейтенант И.И.Федорович. Пластуны – пешие казаки в российской армии в средине XIX века, которые осуществляли разведку – отсюда выражение «ползать по-пластунски», о также несли сторожевую службу.
Отряд шёл на Дальний Восток вокруг мыса Доброй Надежды.
Наряду с обеспечением дипломатических миссий в Китае и Японии в июле 1859 года экипажи клиперов «Пластун» и «Джигит» обследовали и описали бухты, которые назвали в честь своих кораблей.
В августе 1859 года отряд кораблей в составе клиперов «Пластун», «Новик» и «Рында» под командованием капитана 1 ранга А.А.Попова отправился обратно в Кронштадт уже через Магелланов пролив. 30 (18) августа 1860 года уже в Балтийском море к востоку от шведского острова Готланд в крюйт-камере (пороховом погребе) клипера «Пластун» произошёл взрыв. Корабль быстро затонул. Шлюпками клиперов «Новик» и «Рында» были спасены 35 человек. 75 человек вместе с командиром корабля погибли.
Залив Рында получил своё наименование в честь бронепалубного винтового корвета «Рында», экипаж которого в 1888 году производил обследование побережья. Корвет был однотипным со всемирно известным кораблём «Витязь», который под командованием капитан 1 ранга С.О.Макарова в это же время проводил исследования в Тихом океане. Корветы были построены в 1886 году в Санкт-Петербурге. Это были одни из первых в России кораблей со стальным корпусом, стальной верхней палубой толщиной 38 мм и стальными мачтами. Водоизмещение кораблей было 3508 тонн, паровая машина имела мощность 3093 л.с. и обеспечивала скорость до 14,4 узлов (26,7 км/час). Экипаж состоял из 396 человек.
Тогда же, в 1888 году, были присвоены названия мысам. Мыс Якубовского был назван в честь старшего штурмана корвета «Рында» штабс-капитана корпуса флотских штурманов Болеслава Осиповича Якубовского (1852 — ?). Мыс Асташёва был назван в честь младшего офицера корвета мичмана Александра Васильевича Асташёва (1865 — ?).
На берегах бухты Пластун переселенцы стали размещаться с 1907 года. Это были вольные люди, казаки, старообрядцы. Они основали первое русское поселение — деревню Филаретовку. Население занималось рыбной ловлей, лесозаготовкой, охотой. По мере развития промыслов и роста населения были образованы посёлок Пластун, в состав которого вошла деревня Филаретовка, и портовый пункт. Первое судно в новый портовый пункт пришло в 1961 году, а в 1990 году — первое иностранное судно.
Впервые средство навигационного оборудования — несветящий навигационный знак на мысе Якубовского был установлен летом 1899 года экипажем транспорта «Камчадал» по указанию помощника директора маяков и лоции Восточного океана капитана Моисеева. Деревянный знак был установлен на высоте 97 м над уровнем моря и имел высоту 12,80 м. Это была 3-гранная пирамидальная башня из лиственничных брёвен, соединённых горизонтальными брусьями на болтах. В основании расстояние между стойками было 6,40 м. Нижняя часть башни была обшита тёсом и окрашена в белый цвет. Башня имела топовую фигуру в виде перевёрнутой вершиной вниз 3-гранной пирамиды, также обшитой тёсом.
Установка башни осложнилась большой высотой отвесного мыса и отсутствием возможности выгрузки в районе мыса. Доступ к месту установки знака имелся только со стороны бухты Пластун по довольно отлогому, болотистому, покрытому высокой травой склону протяжённостью около 2 км.
Навигационный знак Якубовского разрушился в 1912 году.
В связи с развитием портового пункта в бухте Пластун Министерство лесной и бумажной промышленности СССР по согласованию с Военно-Морским Флотом приняло решение о строительстве маяка на мысе Якубовского и двух маяков входного створа бухты Пластун, выделив на это необходимые капитальные вложения. Строительство маяка выполнил Плавучий строительно-монтажный отряд № 29 (ПСМО-29) треста Дальморгидрострой. Руководили работами Подоляк и Кушпета. Возведение маяка было завершено в 1983 году. Но из-за задержки со строительством электросетей портового пункта и с подключением к ним, маяк был передан Гидрографической службе флота только 20 апреля 1987 года.
После монтажа маячного светооптического аппарата и оборудования 12 августа 1987 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 186 об установке и открытии действия маяка Якубовского. Маяк представляет собой 4-гранную призматическую кирпичную башню без фонарного сооружения высотой 7,00 м. На верхней площадке башни установлен автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с защитным фонарём. Источником света служит электролампа марки КГММ 110-1000 мощностью 1 квт. Огонь маяка красный изофазный с характеристикой: свет 2 сек + темн. 2 сек – период 4 сек – 15 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 15 миль (28 км). В береговом секторе от 160º до 240º маяк не наблюдается. Электропитание маяка осуществляется от местной электросети. На маяке установлен резервный аппарат марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23, огонь которого имеет характеристику основного огня, но дальность видимости только 6 миль (11 км). Его электропитание осуществляется от батарей.
Для маячников, которые, кроме маяка Якубовского, обеспечивают работу двух створных маяков и трёх светящих буев, был построен маячный городок. В городке построили деревянный 2-квартирный жилой дом общей площадью 109 кв. м, объединённое здание гаража и складов продовольствия и маячного имущества общей площадью 49 кв. м, бетонную площадку для хранения буёв площадью 100 кв. м и уборную.
Маяк Якубовского находится в ведении Гидрографической службы флота.
Ю.Шухин
22 марта 2019 года