Маяки Шкотого створа работают днём в дымку
Маяки Шкотовского створа
Историко – техническая справка
Три маяка Шкотовского створа установлены в юго-западной части полуострова Шкота на расстоянии 6,8 кабельтова (1,2 км) от его юго-западной оконечности – мыса Токаревского. Полуостров Шкота ограничивает с запада бухту Золотой Рог от Амурского залива в заливе Петра Великого.
Штатные номера маяков Шкотовского створа по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года: передний маяк № 170, средний маяк № 171 и задний маяк № 172. Международные номера маяков по издаваемому Великобританией описанию огней: передний маяк № 7472, средний маяк № 7472.01 и задний маяк № 7472.02.
Створ маяков предназначен для обеспечения плавания судов из Уссурийского залива по проливу Босфор Восточный к входу в бухту Золотой Рог.
Направление створа 119,5º – 299,5º.
Географические координаты переднего маяка Шкотовского створа
широта 43º 05,0′ N, долгота 131º 51,3′ E,
средний маяк установлен на расстоянии 110 м,
а задний маяк – 2,8 кабельтова (520 м) от переднего маяка.
Маяки расположены на территории города Владивосток Приморского края.
Маяки установлены на пологом юго-восточном склоне холма. Высота основания переднего маяка от уровня моря 22,0 м, среднего маяка – 33,70 м и заднего маяка – 52,50 м. Передний маяк установлен на расстоянии 200 м от береговой черты. Необходимость установки створа из трёх маяков вызвана уклоном местности, на которой установлены маяка. Вертикальный угол наблюдения между огнями переднего и заднего маяков значительно превысил допустимый предел для надёжного визирования линии створа с установленной точностью.
Створ маяков получил своё название по названию полуострова, на котором установлены маяки. Полуостров назван в честь главного начальника над портами в южных гаванях Восточного океана капитана 1 ранга Николая Яковлевича Шкота (1829 – 1870).
Впервые секторный маяк для указания направления плавания из Уссурийского залива в бухту Золотой Рог был построен на полуострове Шкота и введён в действие в 1929 году. Сообщение об этом изложено в книге «Огни и знаки …» издания 1930 года. Первоначально было указано, что это «белая каменная башня» с высотой огня от основания 3,70 м. В изданиях 1939 года и позднее сообщается, что это «белая железная круглая башня» того же размера. Маяк светил красным постоянным огнём с дальностью видимости 15,6 мили, которая с 1936 года была уменьшена до 7 миль. Указывалось, что маяк светил в секторе от 297º 15′ до 307º 15′, но наиболее ярко в секторе от 301º до 303º 30′. Представляется, что в передним маяком было фонарное сооружение шведского проекта, установленное на высоком бетонном фундаменте, поскольку в 1951 году в описании сооружения было указано, что белая круглая башня имела красный купол.
В 1933 году на расстоянии 198 м от секторного маяка был установлен задний створный знак в виде деревянного столба высотой 6,0 м с фонарём. Направление створа было установлено 302,5º – 122,5º. Это было объявлено в книге «Огни и знаки…» издания 1934 года. Знак имел красный постоянный огонь с дальностью видимости 7 миль.
27 января 1938 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 113 на основании Извещения мореплавателям ГС ТОФ № 220 1937 года об установке вместо прежнего знака красной 4-гранной решетчатой стальной башни высотой 5,0 м. Огонь знака сохранился.
27 марта 1941 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 35 об установке на вершине башни знака трапецоидального белого щита с чёрной вертикальной полосой посредине. Знак стал высотой 9,0 м. Огонь не изменяли.
6 февраля 1951 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 38 о замене красных постоянных огней створа на красные затмевающиеся с характеристикой: свет 2 сек + темн. 1 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огней увеличили с 7 до 10 миль.
Существовавший створ знаков не удовлетворял потребности торгового и военного мореплавания, поскольку знаки стали плохо наблюдаться среди береговой застройки и небольшое расстояние между знаками не обеспечивало требуемой точности определения положения судна на линии створа.
В 1953 году было начато строительство трёх маяков створа. Возведение объектов было поручено в/ч 20809 (500 ВМС) Строительного управления флота. Работами руководили инженер-полковник Хатылев, подполковник Путятин и начальник участка Малютенко. В конце 1953 года были приняты в эксплуатацию 4-квартирный жилой дом, склады продовольствия, маячного имущества и ГСМ в таре. 29 июля 1954 года были приняты башни среднего и заднего маяков, а 29 октября 1954 года – здание переднего маяка.
20 марта 1954 года Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 76 построенные здание и башни были объявлены несветящими Шкотовскими створными знаками. После установки светооптических аппаратов и выполнения монтажных работ 17 июня 1954 года было объявлено Извещением мореплавателям ГС ТОФ об установке и вводе в действие трёх маяков Шкотовского створа, которые действуют до сих пор.
Передний маяк Шкотовского створа представляет собой белое кирпичное маячное техническое здание, построенное по типовому проекту шифр ТГ-54. Этот проект был разработан Военморпроектом № 26, г. Ленинград. Здание имеет в плане размер 14,93 х 15,02 м, общую площадь 195 кв. м, высоту помещений 3,00 м, кирпичные стены толщиной 51 см. В средней части здания на монолитное железобетонное перекрытие по стальным балкам установлена выложенная из кирпича надстройка для расширительных баков. Её размер в плане 5,88 х 3,16 м, высота помещения 5,20 м и толщина стен 38 см. Над надстройкой опять же на монолитное железобетонное перекрытие по стальным балкам было установлено 8-гранное деревянное призматическое фонарное сооружение с размером в плане 2,60 х 2,60 м и высотой 2,20 м. Фонарное сооружение имеет шатровую 8-гранную крышу высотой 2,50 м. Над крышей возвышается шпиль – молниеприёмник высотой 3,50 м. Общая высота здания – 16,80 м. Стоимость строительства здания составила 315 192 рубля.
Фонарное сооружение с галереей и ограждением было установлено дополнительно, так как типовым проектом они предусмотрены не были. Этот проект был разработан дополнительно Военморпроектом № 26, г. Ленинград.
В фонарном сооружении был установлен светооптический аппарат, красный постоянный огонь которого имел дальность видимости 11 миль (20 км). В здании был установлен створный радиомаяк марки СРМ-250, который был введён в действие 15 мая 1955 года. Для антенны радиомаяка были установлены три стальные мачты-опоры – две высотой 13,3 м и одна – 25 м. Для отопления здания были установлены два водогрейных котла. В 1978 году здание и жилой дом были подключены к городской теплосети, но резервный водогрейный котёл был оставлен. Основное электропитание маяка было предусмотрено от городской электросети. От распределительного щита в здании, куда заведена ЛЭП, запитаны все три маяка. В качестве резервного источника были установлены два дизель-электрических агрегата марки ДСА-10 мощностью по 10 квт..
В качестве среднего и заднего маяков Шкотовского створа были построены 4- гранные бутобетонные пирамидальные башни высотой 15 м. Башни были построены по типовому проекту шифр ТР-7/2, разработанному Военморпроектом № 26, г. Ленинград в 1952 году. Главный инженер ВМП Гастищев, главный инженер проекта Голубев, инженеры Закута, Рябов, Михайлов. 4-гранный пирамидальный цоколь башни высотой 5,20 м имеет в основании размер в плане 4,20 х 4,20 м. Ствол башни высотой 9,80 м имеет в нижней части размер в плане 3,30 х 3,30 м и в верхней части – 2,90 х 2,90 м. Внутри башни находится помещение размером в плане 1,70 х 1,70 м для размещения стального трапа для подъёма на верхнюю площадку. Толщина стен башни от 1,25 м внизу до 0,60 м вверху. На верхней монолитной железобетонной площадке размером 4,20 х 4,20 м с перилами высотой 1,10 м и люком размером 0,85 х 0,85 м установлен стальной колпак с дверцей размером 0,85 х 0,65 (h) м, прикрывающий от атмосферных осадков люк для спуска в башню. Там же, на площадке установлен светооптический аппарат.
Средний маяк установлен на расстоянии 110 м от переднего маяка на высоте 33,70 м от уровня моря, а задний маяк на расстоянии 410 м от среднего маяка на высоте 52,5 м от уровня моря. На среднем и заднем маяках огни были красные, но на среднем маяке огонь был затмевающийся с характеристикой: свет 2 сек + темн. 1 сек — период 3 сек – 20 проблесков в минуту, а на заднем маяке – постоянный. Дальность видимости огней – 11 миль (20 км).
Для использования створа днём обе башни окрашены в белый цвет с чёрной вертикальной полосой посредине.
Башни маяков были построены в период с 10 марта 1953 года по 25 июня 1954 года. Стоимость строительства каждой маячной башни составила 62 569 рублей.
Маячный городок для персонала маяков створа построен при переднем маяке. В нём находится 4-квартирный жилой дом, служебные и хозяйственно-бытовые здания.
4-квартирный одноэтажный жилой дом имеет размер в плане 32,30 х 12,60 м, общую площадь 266 кв. м и высоту помещений 3,00 м. Стены дома выложены из бутового камня и имеют толщину 90 см. В каждой квартире по 3 жилые комнаты и кухня с дровяной плитой. Первоначально отопление дома было печное. В 1978 году жилой дом был подключён к городской теплосети. В доме была сделана система водяного отопления. Для этого от проложенной вблизи маяка городской теплосети бала проложена в бетонном канале теплотрасса длиной 120 м. Сейчас в доме установлен и резервный водогрейный котёл на жидком топливе. Вода ранее была из построенного колодца, с 1998 года – из городского водопровода. На территории установлена раздаточная колонка. Канализация только от раковин и умывальников в отстойник. Уборная с выгребом во дворе. Дом был построен с 26 августа по 25 декабря 1953 года – за 4 месяца. Стоимость его строительства составила 268 181 рубль.
Были построены склад продовольствия и маячного имущества размером в плане 16,76 х 6,76 м, общей площадью 87 кв. м и с высотой помещений 2,50 м и обвалованный склад ГСМ в таре размером в плане 9,10 х 5,40 м, общей площадью 32 кв. м и с высотой помещения 2,30 м. Стены складов выложены из бутового камня. Построены были также два деревянных хозяйственных сарая.
Для подключения маяков к городской электросети была проложена высоковольтная кабельная ЛЭП длиной 340 м и построена трансформаторная подстанция на 320 кВа.
В 1964 году на переднем маяке был установлен опытовый экземпляр отечественного радиолокационного маяка-ответчика — РЛМк(отв.) — марки «Огонёк». Он действовал в секторе 16º по Шкотовскому створу маяков при дальности действия 10 миль (18 км). В 1976 году он был заменён на серийный отечественный РЛМк(отв.) марки РМО-64. В 1985 году был установлен действующий до сих пор импортный РЛМк(отв.) марки УКТ-10103.
В 1985 году на всех трёх маяках были установлены электрогазосветные маячные автоматические аппараты марки АГМА, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 299 от 1985 года. Характер огней сохранили. Источником света в аппарате была дуговая неоновая лампа марки ДНЕСГ-500-1. В фокусе параболо-цилиндрического стеклянного отражателя установлен лампоменятель с двумя лампами.
В 1999 году на маяках были установлены новые панельные светооптические аппараты марки АСП-350-6ЛМ с шестью электролампами марки ПЖ 220-100 в каждом. Характер огней не изменился.
Начальниками маяка были: 1955 год — начальник группы СНО старшина 1 статьи Шаповалов, в 1980 году — Бабийчук.
Ю.Шухин
Передний маяк
Средний маяк
Задний маяк
27 февраля 2019 года