Маяк Шипунский
Историко – техническая справка
Маяк Шипунский 1 класса установлен на мысе Шипунский, который является восточной оконечностью полуострова Шипунский на восточном берегу Камчатки. Полуостров разделяет Авачинский и Кроноцкий заливы Тихого океана.
Штатный номер маяка Шипунский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года — № 3375. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней — № М 8096.
Маяк предназначен для обеспечения мореплавания вдоль восточного берега Камчатки и на подходах к порту Петропавловск-Камчатский.
Маяк расположен на высоте 245 м над уровнем моря в расстоянии 60 м от берегового обрыва и 70 м от береговой черты. Маяк Шипунский имеет наибольшую высоту установки над уровнем моря среди всех маяков России.
Географические координаты маяка Шипунский:
широта 53º 06,1′ N, долгота 160º 01,7′ E
Маяк расположен на территории Елизовского района Камчатского края.
Ближайший населённый пункт – город Петропавловск-Камчатский в расстоянии 60 миль (111 км).
Ближайший маяк с постоянным персоналом — маяк Петропавловский находится на юго-западе на расстоянии 50 миль (93 км). Дальше к югу расположен автоматический маяк Русский на расстоянии 69 миль (127 км). Ещё дальше – светящий знак Поворотный, в прошлом – маяк, на расстоянии 72 мили (133 км). Он установлен вблизи мыса Поворотный, который является южным входным мысом Авачинского залива.
На северо-востоке от маяка Шипунский на расстоянии 125 миль (232 км) установлен маяк с постоянным персоналом Кроноцкий. Мыс Кроноцкий, на котором установлен маяк, является северо-восточным входным мысом Кроноцкого залива.
Полуостров Шипунский является одним из четырёх крупных полуостровов на восточном берегу Камчатки. Он выдаётся в море на 34 км и имеет ширину в месте соединения с материком 22 км.
Мыс Шипунский образован юго-восточным склоном возвышающегося над Шипунским полуостровом горного хребта, гора которого высотой 936 м с остроконечной зубчатой вершиной находится от мыса на расстоянии 5,5 мили (10 км). Мыс высокий, скалистый, обрывистый и крутой.
В море у мыса Шипунский на расстоянии до 2 км находятся камень Шипунский, рифы, скалы и кекуры, один из которых имеет высоту 23 м.
«Изображение Шипунского полуострова под названием Шипун впервые появилось в 1726 году на «Чертеже Камчадальскому Носу и морским островам», который составил отважный землепроходец якутский казак Иван Петрович Козыревский (1680 – 1734). Первые описания полуострова сделали: в 1742 году по поручению капитан-командора Алексея Ильича Чирикова (1703 – 1748) участник Второй Камчатской экспедиции гардемарин, а впоследствии шкипер 1 ранга (лейтенант) Андреян Моисеевич Юрлов (ок. 1715 – 1791) и в 1790 году геодезист унтер-офицер Осип Худяков из географической и астрономической экспедиции капитана 1 ранга Иосифа Иосифовича Биллингса (1761 – 1806) и капитана Гавриила Андреевича Сарычева ( 1763 – 1831).
В 1831 году геодезическую съёмку от Авачинской губы до Шипунского полуострова и морскую съёмку южной части полуострова выполнил капитан корпуса флотских штурманов (КФШ) Пётр Иванович Ильин (1796 – 1842). В 1835 году съёмку северной части полуострова, связав её воедино с работой П.И.Ильина, выполнил штабс-капитан П.Скрыпов. В 1900 году легендарный шкипер и гидрограф Фридольф Кириллович Гек (1834 – 1904) на шхуне «Сторож» составил несколько частных карт. В 1901 году офицеры военного транспорта «Якут» под командой капитана 2 ранга С.И.Новаковского выполнили гидрографические работы у берегов полуострова, а мичман Вернер Вернерович Драхенфельс произвёл съёмку побережья со шлюпки.
Название полуострова произошло от имени тойона Шипы – главы ительменского острожка (поселения).» (В.Мартыненко «Камчатский берег. Историческая лоция» 1991 г.)
Чиновник особых поручений по горной части при губернаторе Василии Степановиче Завойко (1809 – 1898) Вольдемар Фридрих Карл фон Дитмар (1822 – 1892) прошёл на шлюпке с шестью матросами из Петропавловска до устья рек Камчатка – около 280 миль (519 км) – за 47 дней, в том числе 15 дней ему потребовалось, чтобы обойти Шипунский полуостров — около 80 миль (148 км). О впечатлении от захода в бухту Бечевинскую он писал в книге «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851 – 55 годах», вышедшей в Петербурге в 1901 году: «На этом самом восточном берегу Камчатки, где пустынно и безлюдно, до завоевания страны русскими царила деятельная жизнь. От устья реки Налачевой до мыса Шипунский берег был покрыт множеством юрт – жилищами многих сотен людей. Достаточно было 50 лет со времени завоевания Камчатки, чтобы систематическим грабежом, убийством, заразительными болезнями и водкой извести многолюдное камчадальское население до его нынешнего жалкого состава.»
Впервые предложение об установке маяка на мысе Шипунский вместо реконструкции Петропавловского маяка, находившегося в ветхом состоянии, подал в 1883 году начальник гидрографической части портов Восточного океана штабс-капитан корпуса флотских штурманов Михаил Аввакумович Клыков (1834 — 1910). Но командир портов Восточного океана контр-адмирал Александр Васильевич Фельдгаузен (1832 – 1907) с ним не согласился.
Впервые светящий навигационный знак на мысе Шипунский был установлен в 1937 году, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 176 того же года и 23 октября 1937 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 647. Знак представлял собой 3-гранную пирамидальную башню высотой 4,50 м, обшитую досками. Он был установлен на высоте 254 м над уровнем моря на месте астрономического пункта с координатами: широта 53º 05,35′ N, долгота 160º 00,39′ E. Фонарь был ацетиленовый, огонь знака был белый проблесковый с характеристикой: свет 1 сек + темн. 11 сек – период 12 сек – 5 проблесков в минуту, его дальности видимости была 5 миль (9 км).
Во время Великой Отечественной войны Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве маяков и радиомаяков на восточном побережье Камчатки и берегах Охотского моря для обеспечения круглогодичной перевозки морским транспортом военных и народнохозяйственных грузов по «ленд-лизу» из США и Канады в Николаевск на Амуре и во Владивосток.
В 1943 году на мысе Шипунский было построено служебное здание для радиомаяка. Оно имело каркасно – засыпную конструкцию, размер в плане 8,50 х 6,50 м и было установлено на деревянные стулья с глубиной заложения 90 см. Высота помещений была 2,60 м. В здании были помещения для установки радиомаяка, генераторов и аккумуляторов его электропитания, а также жилое помещение и кладовые для личного состава радиомаяка, состоявшего из матросов срочной службы. Отопление было печное, освещение керосиновое. Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две деревянные мачты высотой по 25 м. В 1944 году был установлен и введён в действие радиомаяк марки РШР-500. В 1947 году он был заменен на радиомаяк марки РМС-36-1.
12 июля 1948 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 262 о замене деревянной башни светящего навигационного знака на 4-гранную пирамидальную башню из стального уголкового проката, обшитого стальным листом. Башня имела высоту 3,00 м и была окрашена в красный цвет. На башне стоял ацетиленовый фонарь марки Ф-200. Характеристику огня сохранили.
6 ноября 1954 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 15 часть III об установке новой 4-гранной деревянной пирамидальной башни знака высотой 4,30 м, на которой был смонтирован новый светооптический аппарат, который светил белым круговым проблесковым огнём с дальностью видимости 10 миль (18 км) и с характеристикой: свет 1 сек + темн. 3 сек – период 4 сек – 15 проблесков в минуту. В 1959 году дальность видимости огня была увеличена до 12 миль (22 км) и знак стал именоваться маяком Шипунским.
В 1960 году специализированная экспедиционная организация в/ч 34363 Строительного управления флота развернула работы по строительству нового маяка Шипунский. Работами руководили: инженер-майоры С.С.Болбас и Савинов, прорабы Кабанов и А.Я.Шатилов. Для доставки строительных материалов была проложена грунтовая дорога длиной 1,5 км и построена канатная дорога длиной 800 м.
20 марта 1963 года были приняты в эксплуатацию служебно-жилой дом из шлакоблоков, хозяйственный сарай, стальная цистерна для питьевой воды ёмкостью 10 куб.м, железобетонный «раздаточный» водопроводный колодец и уборная. Размер дома в плане 14,98 х 12,58 м, общая площадь 148 кв. м, высота помещений 2,50 м, толщина стен 49 см. Количество и назначение помещений менялось в зависимости от потребности в размещении маячных приборов. Крыша совмещённая. В доме водяное отопление от котлов в маячном техническом здании, канализация от кухонных раковин и водопровод. Уборная во дворе. Водопровод длиной 900 м был проложен от насосной станции с шахтным колодцем, расположенной в близлежащем военном городке.
8 июля 1964 года в эксплуатацию были приняты здание склада на берегу для временного хранения доставленных шлюпками маячных грузов при рейдовой разгрузке гидрографических судов и здание для лебёдки канатной дороги. Здание склада из шлакобетонных блоков имело размер в плане 5,40 х 3,90 м, общую площадь 14 кв. м, высоту помещения 2,50 м и толщину стен 40 см. Здание для лебёдки, также сложенное из шлакобетонных блоков, имело размер в плане 4,40 х 4,40 м, общую площадь 10 кв. м, высоту помещения 3,00 м и толщину стен 40 см.
30 сентября 1964 года в эксплуатацию были приняты башня маяка с пристроенным к ней маячным техническим зданием и комплексное здание бани и складов продовольствия и маячного имущества.
Башня маяка и маячное техническое здание были построены по типовому проекту шифр ТР-44/60, который разработали в 1960 году сотрудники Государственного проектного института № 1 ВМФ: главный инженер ГПИ С.Маречкин, главный инженер проекта А.А.Плотницкий, групповые инженеры Субач, Когтев, Швер, инженеры Марголин, Сафонов, Глясс и Сергунова.
4-гранная призматическая башня маяка высотой 8 м выложена из шлакобетонных блоков, оштукатурена и окрашена в красный цвет с двумя белыми горизонтальными полосами. Она имеет наружный размер в плане 3,78 х 3,78 м, внутренний – 2,80 х 2,80 м и толщину стен 49 см. На верхней железобетонной площадке было установлено фонарное сооружение. Общая высота маяка с фонарным сооружением 12,62 м. Для подъёма в фонарное сооружение внутри башни устроена маршевая лестница из сборных бетонных ступеней с промежуточными площадками. В верхней части башни находится подфонарное помещение с винтовой стальной лестницей для выхода в фонарное сооружение.
Фонарное сооружение изготовлено по типовому проекту шифр ТГ-103 тип 1 (ФС-12-2860), разработанному в 1954 году в Государственном проектном институте № 1 ВМС. В проектировании принимали участие: Главный инженер ГПИ С.Маречкин, главный инженер проекта Голубев, начальник отдела Андронов, групповой инженер Фёдоров, конструктор Яковлев. Фонарное сооружение 12-гранное с трёхярусным штормовым остеклением высотой 1600 мм. Штормовые стёкла прямоугольные, плоские, зеркальные толщиной 10 мм. Высота фонарного сооружения 4,62 м, диаметр круга, вписанного в габариты его основания, был 2860 мм. Вес сооружения 5 тонн.
Маячное техническое здание также построено из шлакобетонных блоков. Оно имеет размер в плане 12,58 х 9,78 м, общую площадь 95 кв. м и высоту помещений 3,00 м. Толщина стен 49 см. Были установлены три дизель-электрические агрегата мощностью по 12 квт для потребителей маяка и два водогрейных котла марки ВНИИСТО на угле для отопления здания и жилого дома.
11 декабря 1964 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 236 часть II об упразднении светящего навигационного знака, установке и открытии действия маяка Шипунский, а также о перестановке радиомаяка Шипунский. На башне был установлен светооптический аппарат марки ЭМВ-930. Огонь маяка, оставаясь белым, стал групповым проблесковым и была установлена его новая характеристика: свет 0,75 сек + темн. 6,5 сек + свет 0,75 сек + темн. 22 сек – период 30 сек – 4 проблеска в минуту. Дальность видимости огня была 25 миль. Было дано предупреждение, что огонь маяка закрывается берегом в секторах: от 280º до 17º – полностью и от 217º до 280º — частично.
В маячном техническом здании был установлен новый радиомаяк марки КРМ-100. Он получил опознавательный сигнал «ШП» по азбуке Морзе, стал работать на частоте 291,5 кгц и на волне длиной 1029 м с дальностью действия днём 150 миль (278 км) и ночью – 75 миль (139 км). Для Т-образной антенны радиомаяка были установлены две стальные мачты высотой по 30 м каждая. Суровые климатические условия показали недостаточную пригодность для тихоокеанского побережья серийных стальных мачт-опор марки МСТ. От штормовых ветров со сверхнормативными гололёдными нагрузками на антенну, ствол и оттяжки только в I квартале 1966 года было разрушено 4 мачты-опоры.
В связи с размещением на маяке нового навигационного оборудования специализированная экспедиционная организация в/ч 34363 Строительного управления флота построила 4-квартирный жилой дом, который 28 сентября 1974 года был принят в эксплуатацию. Работами руководили майор-инженер В.И.Самоныкин и прораб Г.С.Шах. Дом из шлакобетонных блоков имеет три 2-комнатные и одну 3-комнатную квартиры. Общая площадь дома 198 кв. м, его размер в плане 19,78 х 12,58 м, высота помещений 2,50 м. Совмещённая крыша. Дом оборудован центральным водяным отоплением от котлов в маячном техническом здании, водопроводом, канализацией. Кухонные плиты дровяные.
В 1985 году был установлен новый радиомаяк марки Агат-2, который в 1993 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300.
В 1990 году из-за значительного повреждения конструкций коррозией было разобрано фонарное сооружение и светооптический аппарат ЭМВ-930 был заменён на предназначенный для установки на открытой площадке автоматический аппарат марки АСА-500 с фонарём и с электролампой КГММ 110-1000 мощностью 1 квт. Огонь маяка стал белый проблесковый с характеристикой: свет 2,5 сек + темн. 3,5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка уменьшилась до 22 миль (41 км). Ниже стал и сам маяк – его высота теперь только 8 м.
Маяк имеет резервный огонь – аппарат марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт имеет огонь с той же характеристикой, сто и основной, но с дальностью видимости только 8 миль (15 км).
Начальниками маяка были: в 1951 году – старшина 2 статьи Ломакин, в 1965 году – Хаймец, в 1975 году – Чернышевич, в 1980 году – Радченко.
Маяк Шипунский находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
Ю.Шухин
18 февраля 2019 года