Тыльский маяк


 

 

 

Маяк Тыльский

 

Историко – техническая справка

 

           Ныне маяка Тыльского нет. Он был переведён в разряд несветящих навигационных знаков (ННЗ) в 1997 году. Маяк Тыльский был установлен на мысе Тыльский  на южном берегу Удской губы Охотского моря. Мыс Тыльский является западным входным мысом Торомской губы, вдающейся в берег Удской губы.

           Штатный номер  ННЗ Тыльский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года — № 2915.

           Маяк Тыльский был предназначен для обеспечения мореплавания в вершине Удской губы на подходе к селу и порту Чумикан в устье реки Уда.

           Мыс Тыльский —  высокий, обрывистый, образован северным склоном прибрежного холма высотой 143 м. От него к северу  на расстояние до 700 м отходит осыхающий риф с кекурами.

           Маяк Тыльский высотой 20 м установлен в расстоянии 26 м от берегового обрыва на высоте 119 м над уровнем моря.

Географические координаты маяка Тыльский:

широта 54º 39,8′ N , долгота 135º 38,0′ E.

           Маяк расположен на территории Тугуро – Чумиканского муниципального района Хабаровского края. Ближайший населённый пункт – село Чумикан в расстоянии 22 км (по прямой).

           Первым русским путешественником, побывавшем в Удской губе и способствовавшим нанесению её на карту, был томский казак Иван Юрьевич Москвитин, который по приказу атамана  Дмитрия Епифановича Копылова с небольшим отрядом казаков в 1639 году совершил поход на восток и в августе первым из жителей России вышел в «Ламское море» — так тогда называли Охотское море, и до наступления холодов прошёл вдоль северного берега моря до устья реки Тауй (Тауйская губа) и вернулся на зимовку в устье реки Улья. В конце апреля 1640 года он пошёл вдоль западного берега моря на юг с целью дойти до неведомого тогда Амура. Он прошёл Удскую губу и Шантарские острова. Но ему удалось дойти только до Амурского лимана, откуда он к весне 1641 года пришёл в Якутск с добытыми мехами, которые сдал в казну. С учётом «скаски» И.Ю.Москвитина и его спутников К.Иванов в марте 1642 года составил первую карту Дальнего Востока России.

           Строительство маяка Тыльский было развёрнуто в августе 1952 года. Строительные работы выполнила специализированная подрядная экспедиционная строительная организация в/ч 72010 (765 УНР) Строительного управления флота, г. Советская Гавань. Работами руководили старшие инженер-лейтенанты В.Н.Корнеев и Спирин, прорабы И.И.Данилевич и Семёнов.

           Для строительства башни был применён типовой проект навигационного знака шифр 354р, разработанный в 1950 году Ленинградским отделом Государственного проектного института Проектстальконструкция (ЛО ГПИ ПСК). Была установлена находящаяся до сих пор в эксплуатации 4-гранная стальная решетчатая призматическая башня высотой 20,00 м и  размером в плане 2,00 х 2,00 м с пирамидальной нижней частью размером в плане 4,00 х 4,00 м. На башне был навешен треугольный дощатый белый щит высотой 9,00 м и с основанием 4,50 м. Башня установлена на бетонном монолитном фундаменте размером в плане 7,50 х 7,50 м.

           Об установке и открытии действия автоматического светящего навигационного знака  Тыльский  было объявлено 31 августа 1953 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 374.

           На верхней площадке башни размером 3,00 х 3,00 м был установлен светооптический аппарат, который светил белым проблесковым огнём с характером: свет 1 сек + темн. 3 сек – период 4 сек – 15 проблесков в минуту. Дальность видимости огня знака Тыльский была 10 миль (18 км). Маяк светил только в сторону моря в секторе 198º — от 287º до 125º.

           Башня навигационного знака была принята в эксплуатацию 5 октября 1953 года, а 20 декабря 1954 года в эксплуатацию были приняты маячное техническое здание, 2-квартирный жилой дом и две радиомачты.

           25 декабря 1954 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 44 часть II об установке кругового радиомаяка Тыльский марки КРМ-50  при навигационном знаке Тыльский. Радиомаяк имел опознавательный сигнал «ТЛ» по азбуке Морзе, работал на частоте 303,5 кгц при длине волны 988 м и имел дальность действия 80 миль (148 км). Радиомаяк работал в период навигации с 15 июня по1 января. Он работал в группе с радиомаяками Большой Шантар и Елизаветы.

           После установки на башне нового светооптического аппарата марки ЭМ-500, изготовленного на заводе Минсудпрома СССР, с электролампой марки ММ-9 мощностью 300 вт 3 сентября 1955 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ         № 185 часть II о замене СНЗ Тыльский на маяк Тыльский. Дальность видимости огня маяка была увеличена до 19 миль (35 км). Характер белого  проблескового огня маяка был изменён и стал: свет 1,5 сек + темн.4,5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Маяк светил в период навигации с 20 июля по 25 октября.  Так маяк работал 42 года до 1997 года, пока не был упразднён.

           На верхней площадке башни был установлен ацетиленовый резервный светооптический аппарат марки Ф-300 с 30-литровой горелкой. Резервный огонь был белый проблесковый с характером: свет 1 сек + темн. 3 сек – период 4 сек — 15 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 10 миль (18 км). Для обеспечения работы резервного огня в шкафу у основания знака были установлены два ацетиленовых баллона марки В-40.

           Маячное техническое здание построено по типовому проекту шифр ТГ-51, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. В здании разместили приборы управления световым маяком и аппаратуру радиомаяка. Здание имело размер в плане 17,70 х 17,70 м, общую площадь 241 квм, высоту помещений 3,00 м. Стены выложены из шлакобетонных блоков и имели толщину 60 см. Крыша четырёхскатная, кровля железная. Отопление печное, освещение электрическое. В здании были установлены 3 дизель-электрических агрегата мощностью по 10 квт каждый. Для подвески Т-образной антенны радиомаяка установили две стальные мачты – опоры высотой по 25 метров. Для электропитания радиомаяка были установлены 3 аккумуляторные батареи марки С-8.

           Рубленный из бруса 2-квартирный жилой дом имел размер в плане 13,80 х 8,70 м, общую площадь 130 квм, высоту помещений 2,90 м. В каждой квартире было 3 жилых комнаты, кухня, кладовая и веранда. В доме было печное отопление и электрическое освещение. Уборная и колодец были на территории маячного городка, но питьевую воду брали из реки Толкачан в расстоянии  2 км от маяка. В маячном городке был бетонный резервуар для воды ёмкостью 20 кубм и колодец.

           В мае 1981 года вместо радиомаяка марки КРМ-50 установлен радиомаяк марки АНРМ-25.

           Во 2 квартале 1992 года маяк Тыльский был переведён в автоматический режим работы. Радиомаяк был упразднён, о чём было объявлено в Извещениях мореплавателям ГС ТОФ № 136 и № 137. 

           В 1997 году было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 88 об упразднении маяка Тыльский и установке несветящего навигационного знака Тыльский. Светооптический аппарат был снят. В связи со снятием личного состава маяка, прекращением охраны и эксплуатации здания маяка были списаны с учёта и разрушились. Осталась только башня знака, которая остаётся в ведении Гидрографической службы флота.

           Начальником маяка в 1980 году был Робуш.

 

Ю.Шухин

 

19 ноября 2018 года

      


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *