Маяк Ламанон 1 класса расположен на мысе Ламанон острова Сахалин на восточном берегу Татарского пролива.
Штатный номер маяка Ламанон по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» — 1275. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7716.
Маяк Ламанон предназначен для обеспечения мореплавания в Татарском проливе на подходе к портам Углегорск, Шахтёрск и Лесогорск.
Мыс Ламанон представляет собой каменную террасу, выдающуюся в пролив. Он сложен вулканическими горными породами. Мыс обрывистый, поросший травой. У мыса вблизи уреза воды расположена пещера.
Маяк Ламанон расположен в Углегорском районе Сахалинской области. Ближайший населённый пункт — посёлок Орлово в расстоянии 10 км. Ближайшая железнодорожная станция Ильинск Южно – Сахалинской железной дороги в расстоянии 100 км.
Маяк Ламанон установлен в расстоянии 45 метров от берегового обрыва на высоте 47,4 метра над уровнем моря.
Географические координаты маяка Ламанон: долгота 48 46,9, широта 141 50,9.
Маяк Ламанон назван в 1787 году выдающимся французским мореплавателем Жаном – Франсуа де Гало, графом Лаперузом (1741 – 1788) — руководителем кругосветной экспедиции на фрегате «Буссоль», посетившей эти места, в честь участника экспедиции Роберта де Ламанона – учёного – физика, ботаника и метеоролога.
Необходимость установки маяка на мысе Ламанон в России понимали давно. Ещё «Планом работ по маячной части на новое 6-летие с 1892 по 1897 годы» Морским министерством было предусмотрено строительство одного из двух маяков: Императорского ( впоследствии Николаевского, ныне Красный Партизан) или Ламанонского. На строительство было выделено 115 000 рублей. Выбор пал на первый маяк.
Маяк на мысе Ламанон был построен только в 1940 году Японией в период существования на южном Сахалине губернаторства Карафуто. В то время мыс носил наименование Циран или Циракевеоссо и маяк получил такое же название. Маяк открыл действие в конце 1940 года. При маяке был установлен радиомаяк, С 6 декабря 1941 года при маяке начала действовать сирена.
Маяк, существующий и теперь, представляет собой монолитную железобетонную коническую башню высотой 22, 8 м, диаметром внизу 5,0 м и вверху под галереей – 4,5 м. Внутри башни по её вертикальной оси установлена железобетонная труба диаметром 90 см для груза, обеспечивавшего вращение светооптического аппарата, и винтовая железобетонная лестница. Толщина стен башни внизу 80 см, вверху – 55 см. Диаметр внутреннего помещения башни по всей высоте 3,40 м. Верхнюю площадку – галерею башни поддерживают 12 фигурных железобетонных кронштейна.
Венчает башню не имеющее цоколя фонарное сооружение высотой 3,70 м. Остеклённая его конструкция с куполом установлена на перекрытие подфонарного помещения. Штормовое остекление двухъярусное высотой 2,15 м. Штормовые стёкла прямоугольные выпуклые по 12 штук в каждом ярусе.
Высота башни с фонарным сооружением 26,50 м.
На башня были накрашены, как и теперь, 3 белые и 3 чёрные горизонтальные полосы.
На башне был установлен светооптический аппарат японского производства с керосино – калильной лампой. Маяк светил белым проблесковым огнём, который имел дальность видимости 18,5 мили (34 км).
В 1943 году по этому же проекту был построен маяк Коноторо, ныне Слепиковского.
Маячный городок был построен компактным, в специфическом японском стиле – на небольшой спланированной огороженной площадке размеров всего лишь 90 х 60 метров были размещены маяк и 9 капитальных зданий из монолитного железобетона с плоскими крышами, в том числе 4 жилых дома. Все здания и маяк связаны между собой крытыми переходами, в которых проложены коммуникации. Хозяйственные постройки были размещены вне этой территории.
В маячном городке были построены:
— здание радиомаяка, впоследствии реконструированное в маячно – техническое здание, общей площадью 104 кв.м, высота помещений 4,0 метра,
— здание сирены, сейчас используемое для размещения отопительной котельной и бани, общей площадью 96 кв. м, высота помещений 4,50 метра,
— четыре 2-квартирных жилых дома общей площадью от 55 до 88 кв. м каждый с помещениями высотой 2,70 м и чердаком высотой 90 см, при плоской железобетонной монолитной крыше, с керосиновым освещением,
— три здания складов, в одном из которых около маяка находилось служебное помещение начальника маяка,
— стальная решетчатая радиобашня высотой 20 метров с весьма эффективным антикоррозионным покрытием для крепления полотна Т-образной антенны радиомаяка. Другим концом полотно крепилось к башне маяка. Такие типовые радиобашни японцы устанавливали на маяках южного Сахалина и Курильских островов, где были радиомаяки. Эти башни стоят до сих пор.
Рядом с маячным городком построили сараи, скотные дворы, мусорницы и т.д.
Маяк, тогда ещё Циран, возобновил работу по окончании боевых действий, о чём было сообщено в Извещении мореплавателям № 73 от 20 ноября 1945 года. Маяк светил переменно белым и зелёным огнём и имел дальность видимости 10 миль (более 18 км).
Извещением мореплавателям № 71 от 17 мая 1946 года было объявлено о вводе в действие сирены маяка Циран. Её сигнал оставался прежний: звук 5 сек + тишина 30 сек – период 35 сек.
Извещением мореплавателям № 8 от 9 января 1947 года было объявлено об установке и вводе в действие радиомаяка всё ещё носившего название Циран, который имел опознавательный сигнал «ЦР», работал на волне длиной 998 метров и имел дальность действия 100 миль (185 км). Он работал в группе с радиомаяками Песчаный и Лессенс – Датта (ныне Датта). В августе 1952 года он был заменён на радиомаяк марки КРМ-50.
2 сентября 1952 года при маяке, носившем уже название Ламанон, открыла действие отечественная сирена марки ДСУ-50/51, установленная на место прежней японской в здании сирены из монолитного железобетона в расстоянии 47 метров от уреза воды. Рупор был установлен на высоте 46,9 метра над уровнем моря. Сирена была изготовлена в Ленинграде на заводе «Пневматика». Сирена состояла из двух дизельных двигателей марки 1Д-16/20 мощностью по 20 л.с. каждый, двух компрессоров вертикального действия с водяным охлаждением марки «125В» производительностью 2 куб.м воздуха в минуту при давлении в 3 атм. и звукового аппарата марки «ВС», излучавшего звук с частотой 336 гц. Излучение звука было направлено на запад. Характеристика сигнала: звук 3,5 сек + тишина 27,5 сек – период 31 сек. При установке новой сирены были использованы воздушные и водяные резервуары японской сирены.
Извещением мореплавателям № 69 от 9 марта 1954 года сообщалось об изменении характеристики огня маяка Ламанон. При сохранении прежней японской оптической системы, которая используется до сих пор, огонь стал белым проблесковым: свет 0,5 сек + темнота 9,5 сек – период 10 сек. Дальность видимости огня маяка увеличили до 17 миль (более 31 км).
В декабре 1960 года в 31 метре к западу от маяка был установлен резервный огонь маяка с той же характеристикой, что и основной, но с дальностью видимости всего 10 миль (более 18 км) – светооптический аппарат марки ЭМ-300 на деревянной пирамиде высотой 2,60 м.
В 1964 и 1965 годах 636 Военно – морское строительство (636 ВМС, в/ч 72010) Дальвоенморстроя выполнило под руководством майора – инженера В.С.Шевелёва и прораба Бастрикова реконструкцию маяка на сумму 256 100 рублей. Были произведены:
— капитальный ремонт башни маяка с установкой электрического механизма вращения оптической системы. Маяк стал светить белым проблесковым огнём с характеристикой: свет 1 сек + темнота 19 сек – период 20 сек и с дальностью видимости огня 22 мили (более 40 км),
— перестройка здания радиомаяка в маячно – техническое здание для установки наутофона марки LIEJ-300 (Швеция) и радиомаяка марки КРМ-100,
— переоборудование здания сирены под отопительную котельную и баню,
— перепланировка жилых домов с устройством центрального водяного отопления, водопровода, канализации, вентиляции и электроосвещения,
— прокладка самотёчного водопровода,
— устройство канализации со сбросом в море,
— ремонт складов,
— прокладка дренажа.
Извещением мореплавателям № 237 часть 1 от 6 июня 1964 года сообщалось об упразднении сирены, а Извещением мореплавателям № 99 часть 1 от 7 апреля 1966 года – об установке и открытии действия наутофона. Его излучатели установили в 42 метрах к юго – западу от маяка. Ныне наутофон, выработавший свой ресурс, упразднён.
Радиомаяк марки КРМ-100 был введён в действие 1 апреля 1966 года. В 4 квартале 1987 года – через 21 год – он был заменён на радиомаяк марки КРМ-300, который работает до сих пор.
Электропитание маяка осуществляется автономно от дизель – электрических агрегатов. Для хранения запасов дизельного топлива был построен склад.
Начальниками маяка были: в 1952 году – Судаков, в 1966 году – Гудков, в 1980 году – Гоменюк.
С 1945 года маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
Ю.Шухин
03.04.2015