Маяк Лазарева 1 класса установлен на выступающем от западного берега в южной, самой узкой части Амурского лимана обширном полуострове.
Штатный номер маяка Лазарева по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» — 1455. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7982.
Маяк Лазарева стоит на горе высотой 240,7 метра от уровня моря, в расстоянии 2 км от береговой черты, в 2 милях к юго-западу от мыса Лазарева и в 1,1 мили к западу от мыса Средний.
Географические координаты маяка Лазарева: широта 520 12.01 N, долгота 1410 30.51 E.
Маяк Лазарева занимает земельный участок площадью 1,3 га.
Маяк Лазарева находится в Николаевском районе Хабаровского края. Ближайший населённый пункт – посёлок городского типа и порт Лазарев в расстоянии 5 км.
На мысе Средний сохранились руины сооружений периода развёртывания работ по строительству железнодорожного тоннеля до мыса Погиби на Сахалине длиной около 9 км. Это дамба длиной около 7 кбт (1300 метров), заканчивающаяся намывным островком диаметром 90 метров, вертикальная вспомогательная шахта из чугунных тюбингов, насыпи дорог. Секретные постановления Совмин СССР принял о начале строительства железной дороги от Комсомольска на Амуре до станции Победино на Сахалине, включая тоннель, 5 мая 1950 года и о прекращении работ — 26 мая 1953 года.
Мыс Лазарева был открыт в 1849 году офицерами военного транспорта «Байкал» под командованием выдающегося исследователя Приморья тогда ещё капитан-лейтенанта, а впоследствии адмирала Геннадия Ивановича Невельского (1813 – 1876). Тогда же мыс был назван в честь замечательного русского флотоводца, открывшего вместе с Ф.Ф.Беллинсгаузеном Антарктиду, участника Наваринского сражения 1827 года и в то время главного командира Черноморского флота и портов адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788 – 1851).
Впервые маяк Лазарева на горе Лазарева (прежде гора, где и теперь расположен маяк имела название) был построен во время Великой отечественной войны и открыл действие в октябре 1943 года. Маяк представлял собой 3-гранную деревянную пирамиду без обшивки высотой 18 метров. Маяк имел в качестве источника света вращающийся прожектор марки П-60-2, сделанный на Прожекторном заводе ещё в 1940 году. Прожектор имел параболический отражатель диаметром 600 мм и электролампу мощностью 2 квт и с силой света 5 407 свечей. Осевая сила света прожектора была 2 250 000 свечей. Белый проблесковый огонь с периодом 10 секунд имел дальность видимости 30 миль. Ближайшим был маяк Пилямиф в расстоянии 16,7 мили. Электропитание прожектора осуществлялось от двух бензоэлектрических генераторов мощностью 5 квт каждый марки «Висконсин». В сентябре 1944 года на маяке был пожар, который вывел из строя жилой дом и машинное отделение с генераторами. Маяк был быстро восстановлен. В 1945 году был установлен резервный фонарь марки Ф-300 также с белым проблесковым огнём и дальностью действия 9 миль. 2 октября 1953 года Извещением мореплавателям № 407 было сообщено об упразднении маяка Лазарева на горе Лазарева.
В 1961 году Военморпроект № 31 Тихоокеанского флота провёл инженерные изыскания и приступил к проектированию нового маяка Лазарева на прежнем месте его размещения. В 1964 году проект был закончен. В 1965 году строительство маяка было включено в титульные списки капстроительства, но из-за недостатка рабочей силы подрядчик – 636 ВСУ (в/ч 72010) — сумел только начать завоз строительных материалов. В течении 1966…1968 годов маяк был построен. Работами руководили инженер-капитан Ю.М.Амилеев и прораб И.А.Озолс. 29 сентября 1968 года маяк в составе: башня маяка с пристроенным маячно-техническим зданием по типовому проекту ТР-46/1-60 с двумя мачтами опорами антенны радиомаяка, 4-квартирный 2-этажный жилой дом, склады, резервуары для воды, ЛЭП, инженерные и электрические сети был принят в эксплуатацию. Все здания были построены из кирпича. Стоимость строительства маяка в ценах тех лет составила 521 400 рублей. Все строительные грузы доставлялись судами гидрографической службы ТОФ
2 ноября 1968 года Извещениями мореплавателям № 393 и № 396 было объявлено об установке и открытии действия маяка Лазарева и при нем радиомаяка на вершине горы в 10,6 кбт к WSW от мыса Средний. Башня маяка представляет собой 4-гранное призматическое кирпичное сооружение размером в плане 3,76 х 3,56 метров. Высота башни маяка 8,00 метров, а с фонарным сооружением 12,81 метра. На маяке был установлен отечественный светооптический аппарат ЭМН-500 с электролампой мощностью 1 квт. Белый изофазный огонь с периодом 6 секунд обеспечивал дальность видимости маяка 22 мили. Башня окрашена белыми и чёрными горизонтальными полосами.
Фонарное сооружение по типовому проекту ТР-56/2 было изготовлено на 55 Военном механическом заводе в Стрельне, в Ленинграде в 1966 году. Его стоимость 9 500 рублей. В апреле 1967 года фонарное сооружение было установлено на башне маяка. Оно имеет выпуклые прямоугольные стёкла. Огонь маяка размещался очень высоко — на высоте 251,90 м над уровнем моря. Был установлен и резервный огонь с дальностью видимости 8 миль.
Радиомаяк марки КРМ-100 имел опознавательный сигнал «АЗ» и дальность действия 80 миль. Он работал на частоте 303,5 кгц – на волне длиной 988,5 м. В октябре 1988 года этот радиомаяк был заменён на новый марки КРМ-300.
Основное электропитание маяка осуществляется по ЛЭП протяжённостью 1 160 метров от ТП морского порта. Для резервного электропитания маяка были установлены три дизель-электрических агрегата марки АСДА-12-2 мощностью по 12 квт каждый.
Маяк Лазарева имел в своё время довольно высокое качество жилищно – бытовых условий для маячников. В жилом доме 4 двухкомнатных квартиры с кухнями, совмещёнными санузлами – уборная и ванна – и встроенными шкафами. Жилой дом имеет водяное отопление от котлов в маячно – техническом здании, водопровод от резервуара и канализацию. Кухонные очаги были дровяными. Но на маяке нет источника питьевой воды, которую приходится доставлять автотранспортом. Штатная численность персонала маяка Лазарева 2 класса – 4 человека, но фактически работает 3 специалиста.
С момента основания маяк Лазарева находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота (СССР, России) и обеспечивает плавание судов в самом узком месте Татарского пролива и Амурского лимана.
Ю.Шухин
25.06.2014