Автоматический маяк Ейринейский
Автоматический маяк Ейринейский (далее – маяк Ейринейский) установлен на мысе Ушакова – западной оконечности полуострова Лисянского. Северное побережье Охотского моря. Маяк работает без постоянно проживающего при нём обслуживающего персонала.
Штатный номер маяка Ейринейский по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» — 2953.
Международный номер этого маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8008.1.
Маяк Ейринейский предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к Ейринейской губе и для ограждения полуострова Лисянского с запада.
Географические координаты маяка Ейринейский: широта 59º 14′,6 N, долгота 145º 49′,7 E.
Маяк установлен на высоте 40 м над уровнем моря в расстоянии 50 м от береговой черты.
Мыс Ушакова обрывистый, серый, растительность тундровая. Мыс образован пологим юго – западным склоном безымянной горы высотой 583 м. Мыс окаймлён камнями. Гряда подводных и осыхающих камней тянется от мыса к западу на 8 кабельтовых (1,5 км).
Мыс Ушакова находится в расстоянии 3,5 мили (6,5 км) к югу от мыса Ейринейский – южного входного мыса Ейринейской губы.
Маяк Ейринейский находится на территории Охотского района Хабаровского края. Ближайший населённы пункт — посёлок и портовый пункт Иня в расстоянии 35 миль (65 км) напрямую по морю.
Мыс, на котором установлен маяк Ейринейский, назван в честь выдающегося русского флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова (1744 – 1817). Маяк на мысе Ушакова назван по наименованию Ейринейской губы, на подходе к которой он установлен.
Строительство маяка на мысе Ушакова начали включать в титульные списки капитального строительства начиная с 1965 года. Но по различным причинам приступить к выполнению строительно – монтажных работ подрядчики не могли. Значительное влияние на принятие решения о высадке экспедиционного строительства оказывала труднодоступность места установки маяка на необорудованном открытом морском побережье. Попытка не специализировавшейся на экспедиционном строительстве организации выгрузить в 1973 году строительные материалы привела к тому, что они были в значительной части утоплены.
Привлечение к выполнению работ экспедиционного 765 УНР (в/ч 72010, г.Совгавань) позволило начать работы в 1974 году. Строительством руководил Крюков, работами руководил Филиппенко. В течении летнего сезона смогли, помимо временных построек, отрыть котлован для фундамента башни. На зиму строители были сняты с объекта.
В течении лета 1975 года были выполнены основные работы. Бутобетонный ствол башни был выполнен на проектную высоту 8,0 метров, но не были сделаны перекрытия.
В 1976 году работы были закончены. 29 сентября 1976 года маяк Ейринейский был принят в эксплуатацию.
После установки светооптического аппарата, радиомаяка и батарей электропитания Извещением мореплавателям № 14 от 12 января 1977 года было объявлено об установке и вводе в действие маяка Ейринейский и радиомаяка Ейринейский.
Маяк был построен по типовому проекту шифр ТП-50к, разработанному Дальвоенморпроектом № 31 (в/ч 31072, г.Владивосток). Маяк имеет цилиндрическую бутобетонную башню высотой 8,0 м и наружным диаметром 3,50 м со стенами толщиной 40 см. Фундамент башни заложен на глубину 2,35 м. В башне 3 этажа и подвал для размещения источников электропитания. Второй этаж башни утеплён и предназначен для временного пребывания специалистов по техническому обслуживанию и ремонту маяка. Верхняя и нижняя треть высоты башни окрашены снаружи в чёрный цвет, средняя треть – в белый цвет.
На верхней площадке башни установлен фонарь марки ЭМ-300 с лампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт. Огонь маяка белый проблесковый: свет 1 сек + темнота 3 сек – период 4 сек. Дальность видимости огня маяка 8 миль (15 км). Маяк светит в секторе от 142º до 358º.
Радиомаяк Ейринейский марки МРМ-61 работал на частоте 291,5 кгц с дальностью действия 25 миль (46 км). Его опознавательный сигнал был «РЯ». С 2004 года радиомаяк не работает.
Электропитание маяка и радиомаяка с августа 1978 года осуществлялось от изотопной энергетической установки марки ИЭУ-2. После выработки ресурса она была заменена в августе 1989 года на новую установку того же типа марки ИЭУ-2М.
С момента приёмки в эксплуатацию автоматический маяк Ейринейский находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
Ю.Шухин
30 июля 2015 года