Дальний маяк


   

 

Маяк Дальний установлен на мысе Дальний материкового побережья Приморья в  северо-западной части Японского моря.

Штатный номер маяка Дальний по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья  России»  —  600. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7581.

Мыс Дальний представляет собой отвесную скалу высотой около 200 метров. На вершине мыса лежат камни, напоминающие зубцы. 

Географические координаты маяка Дальний: широта 430  18.61 N, долгота 1340   46.51 E.

Ольгинский район Приморского края. Ближайший населённый пункт – город и порт Моряк-Рыболов в расстоянии 2,7 мили (5 километров) по морю, так как дороги нет. Маяк занимает земельный участок площадью 2 га.

Маяк Дальний был одним из последних новых маяков с постоянным обслуживающим персоналом, построенном в СССР. Наступило время маяков, работающих в автоматическом режиме и периодически посещаемых маячными специалистами с целью технического обслуживания и ремонта технических средств и сооружений.

Строительство маяка Дальний планировали начать в 1969 году. Маяк был включён в план специализированного на маячном строительства экспедиционного 765 УНР ВМСУ ТОФ (в/ч 72010). Но в силу ряда причин, связанных с организацией строительства относительно небольшого объекта на труднодоступном побережье, отдалённом от производственной базы, и мобилизационно – демобилизационных особенностей военно — строительной  организации, а также дефицита рабочей силы работы были развёрнуты только 2 декабря 1971 года. Работами руководили старший инженер-лейтенант Антоненко и старший инженер-лейтенант Калашников. В первую очередь была построена сборно-разборная деревянная казарма для строителей и склады для строительных материалов. Зимой была произведена вырубка леса и расчистка строительной площадки.

Проектом предусматривалось строительство кирпичной 4-гранной призматической башни маяка высотой 10 метров с фонарным сооружением, соединённой переходом с маячно-техническим зданием (МТЗ) по типовому проекту        ТР-46/1-65. Фонарное сооружение по типовому проекту ТР-56/2 со штормовыми  прямоугольными выпуклыми стёклами. Общая площадь МТЗ 98 кв. метров. Около МТЗ подлежали установке две стальные радиомачты с тросовыми растяжками высотой по 20 метров для подвески радиоантенны. Предусматривалось в составе маячного городка строительство  2-этажного 4-квартирного кирпичного жилого дома для персонала маяка общей площадью 230 кв. метров с квартирами в двух уровнях (этажах),  бани, склада маячно-технического имущества и продовольствия, гаража для трактора ДТ-75, сарая для дров, колодца, навеса, стальных цистерн для воды и дизельного топлива ёмкостью по 20 кубометров, пожарного резервуара на 50 кубометров и наружной уборной, поскольку этого «удобства» в жилом доме не полагалось.

В первый год строительства на площадке работал 31 человек. В течении 1972 года были построены баня и 4-секционный хозяйственный сарай, заложили фундаменты и вели кирпичную кладку башни с маячно-техническим зданием и 4-квартирного жилого дома. Закончили кирпичную кладку склада маячно – технического имущества. Транспортные суда сделали за период навигации 5 рейсов на строительство маяка и привезли 4 350 тонн грузов. Суда были разгружены на рейде и грузы различными малыми плавсредствами доставлены на берег. Оттуда по трассе, которую с большим воображением можно назвать грунтовой дорогой, тракторами и автотранспортом грузы доставлялись на высоту около 200 метров на строительную площадку. Только доставка грузов судами за год стоила 42 201 рубль. Общая стоимость выполненных работ составила 307 700 рублей.

В 1973 году на строительство маяка 23 рейсами транспортных судов из разных портов Приморья было завезено 5 900 тонн грузов, что обошлось в 86 944 рубля. В маячно-техническом здании и 4-квартирном жилом доме начали отделочные работы. Продолжали кирпичную кладку башни маяка. Были построены  железобетонный резервуар для питьевой воды на 10 кубометров и кирпичный склад для  хранения ГСМ в таре. Строительные работы были выполнены на сумму в 452 000 рублей. На объекте работало всего 12 человек.

В 1974 году на строительстве маяка работало 16 человек. За период навигации 5 рейсами транспортных судов  было доставлено 1 250 тонн строительных грузов, на что было затрачено 21 103 рубля. Были построены и 30 октября  сданы в эксплуатацию все объекты маяка, за исключением башни, МТЗ, инженерных сетей и объектов благоустройства. Ввод фондов составил 792 000 рублей. Строительные работы в течении года были выполнены на 545 000 рублей.

В 1975 году все работы были закончены. На объекте работало 18 человек в течении 8 месяцев. Акт приёмки был подписан 31 марта 1975 года с хорошей оценкой качества выполненных работ. За год строительно-монтажные работы были выполнены на сумму 394 000 рублей. Общая стоимость строительства объекта с учётом всех произведённых затрат составила 1 656 600 рублей. Это значительно больше стоимости сметного строительства в обычных условиях. Советом Министров  СССР в 1949 году было принято постановление, в соответствии с которым финансирование строительства маячных объектов условиях отдалённых от производственных баз труднодоступных побережий морей СССР осуществлялось по фактически произведённым затратам. Это сделало строительство таких объектов рентабельным и возможным для выполнения хозрасчётными подрядными строительными организациями.

Извещениями мореплавателям часть 1 № 12 и № 17 от 8 января 1976 года сообщалось об установке маяка Дальний на мысе Дальний. Башня маяка высотой с фонарным сооружением 15,52 метра установлена на высоте 171,0 метр и на расстоянии 100 метров от обрыва. Установленный на маяке светооптический аппарат марки ЭМН-500 с белым изофазным огнём с периодом 6 секунд обеспечивает дальность видимости маяка ночью 19 миль. Установленный на балконе башни резервный светооптический аппарат обеспечивает при том же характере огня дальность видимости 8 миль.

МТЗ  и жилой дом отапливаются водогрейными котелками на угле. Водоснабжение этих зданий обеспечивается с помощью насоса, установленного в колодце, и водопровода длиной 50 метров. Электричеством маяк обеспечивает  автономная дизельная электростанция, установленная в МТЗ.   Для приготовления пищи на кухнях квартир установлены дровяные плиты – очаги.

С момента основания маяк Дальний находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов на подходе к Татарскому проливу.

Ю.Шухин

16.02.2015

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *