Автоматический маяк Бубнова
Автоматический маяк Бубнова расположен на северо – западном побережье Берингова моря, на безымянном мысе участка восточного берега оконечности Олюторского полуострова, в 7,5 мили (14 км) к северо – востоку от мыса Олюторский.
Маяк предназначен для указания мореплавателям восточного берега южной оконечности Олюторского полуострова, так как построенный в 3,5 мили (6,5 км) западнее мыса Олюторский автоматический маяк Олюторский с этого направления не виден – мешает гора Укиик высотой 720 м, возвышающаяся на оконечности мыса Олюторский. Эта гора не позволила установить маяк непосредственно на самом мысе отсутствием подходящей площадки для маяка и места для выгрузки на берег с плавсредств людей и грузов.
Штатный номер маяка Бубнова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» — 3520.2. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8122.4.
Маяк установлен на холме к северу от речки Антымпель в расстоянии 25 м от берегового обрыва на высоте 122,9 м над уровнем моря. Местность пустынная со скудным травяным покровом. Грунт песчано – галечный на скальном основании.
Географические координаты маяка Бубнова: широта 60 01,7 N, долгота 170 26,2 Е.
Маяк Бубнова находится в Олюторском районе Камчатского края. До ближайшего населённого пункта – селения Апука расстояние около 110 км.
Маяк назван в память о инженер – контр – адмирале гидрографе Василии Константиновиче Бубнове (1902 — ?), который с 1939 года по 1951 год, в самые тяжёлые годы в истории СССР и Военно – Морского Флота, был начальником Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
Для строительства маяка был применён типовой проект шифр Б-6-2/78, разработанный Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Проект строительства маяка Бубнова был выпущен в 1980 году. Строительно — монтажные работы выполняло 41 Гидрографическое строительство Дальвоенморстроя (41 ГГС, в/ч 74360) под руководством подполковника В.Г.Сурова и прораба Ю.Кондратьева. Работы велись экспедиционным способом в период навигации. Строительство было начато в сентябре 1981 года. К концу 1982 года был заложен фундамент башни. В 1983…1985 годах работы не вели из-за отсутствия рабочих.
Работы возобновили в июне 1986 года и до зимы сделали фундаменты двух павильонов. Доставленная в 1987 году на гидрографическом судне «Гидростат» экспедиция в составе 26 человек в течение 4 месяцев с июня по октябрь забетонировала стены башни на высоту 10 метров, построили два павильона из шлакоблоков, установили две стальные маяты для Т-образной антенны радиомаяка и доставили радиоизотопную энергетическую установку марки ИЭУ-1.
В 1988 году экспедиция в составе 8 человек, доставленная опять же на гидрографическом судне «Гидростат», работала с 26 июля по 26 ноября. Она закончила строительство маяка, который в октябре был принят в эксплуатацию.
Извещениями мореплавателям № 113 и №114 часть 2 от 9 ноября 1988 года было объявлено об установке и открытии действия автоматических маяка и радиомаяка Бубнова.
На автоматическом маяке первоначально временно установили светооптический аппарат марки ЭМ-300, который светил белым проблесковым огнём: свет 1 сек + темнота 2 сек – период 3 сек и обеспечивал дальность видимости огня маяка 9 миль (более 16 км) в секторе от 22 до 187 градусов.
Автоматический радиомаяк марки АГАТ-1 получил опознавательный сигнал «БО» по азбуке Морзе. Он работал круглосуточно на частоте 300,5 кгц и имел дальность действия 50 миль (93 км).
Маяк представляет собой 8-гранную призматическую монолитную железобетонную башню высотой 17 метров, окрашенную пятью белыми и пятью чёрными горизонтальными полосами. Фонарное сооружение типовым проектом не предусмотрено. В плане сторона квадрата, в который вписывается восьмиугольник, имеет длину 5,08 м. Толщина стен ствола башни14 см. В башне 4 этажа. 1-ый этаж имеет высоту 3,40 м, 2-й и 3-й – по 3,00 м, 4-й этаж – 6,10 м. Толщина монолитных железобетонных перекрытий 10 см. Для подъёма внутри башни установлен стальной вертикальный трап. Монолитный железобетонный фундамент заложен на глубину 3,00 м. В башне на 3-м этаже есть утеплённое помещение для временного проживания обслуживающего персонала. Для выполнения ремонтных работ и бытовых потребностей временно приезжающих на маяк работников в башне был установлен дизель – электрический генератор марки АСДА-2-20Т/400, впоследствии демонтированный.
Для радиомаяка был построен из шлакоблоков павильон общей площадью 4 кв. м. Для радиоизотопной энергетической установки марки ИЭУ-1 был построен также из шлакоблоков павильон общей площадью 14 кв. м.
От места разгрузки плавсредств на открытом и не оборудованном причалом берегу моря к маяку ведёт тропа длиной 900 м при перепаде высот 120 м.
Извещением мореплавателям № 52 часть 2 от 12 июля 1989 года в связи с установкой основного светооптического аппарата марки АСА-500М с фонарём и электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт сообщалось об увеличении дальности видимости огня маяка Бубнова до 18 миль (33 км) при изменении характеристики огня: свет 1,5 сек + темнота 10,5 сек – период 12 сек.
Стоимость строительства маяка составила 944,0 тыс. рублей в ценах тех лет. Стоимость навигационного оборудования, установленного на маяке, и не вошедшая в стоимость строительства составила 369,0 тыс. рублей.
В связи с сокращением финансирования расходов на содержание навигационного оборудования морей в России с 1999 года не действует радиомаяк Бубнова, а с 2003 года не действует и маяк Бубнова.
С момента приёмки в эксплуатацию маяк Бубнова находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
Ю.Шухин
21.05.2015