Автоматический маяк Брескенс
Автоматический маяк Брескенс (далее – маяк Брескенс) установлен на мысе Брескенс – северной оконечности полуострова Чирип на северо – западном берегу острова Итуруп, Охотское море. Мыс Брескенс является западным входным мысом залива Простор. Полуостров Чирип отделяет залив Простор от залива Курильский.
Штатный номер маяка Брескенс по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» — 2463. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 8051.5.
Маяк Брескенс предназначен для обеспечения мореплавания у северо – западного, охотского берега острова Итуруп.
Мыс Брескенс, образованный северным склоном потухшего вулкана Чирип высотой 1563 м, обрывистый, скалистый, приглубый.
Маяк Брескенс установлен в расстоянии 150 м от береговой черты и в 22 м – от берегового обрыва, на высоте 54,8 м над уровнем моря.
Географические координаты маяка Брескенс: широта 45 26,18, долгота 147 55,40.
Маяк Брескенс расположен в Курильском районе Сахалинской области. Ближайший населённый пункт — посёлок Китовый. Селение Рейдово находится в расстоянии 20 км от маяка. Дорог нет.
Название мысу присвоил в 1643 году выдающийся голландский мореплаватель Мартен Герритсен де Фрис (в русском написании – Фриз) (1589 – 1646) – первый европейский мореплаватель в районе Сахалина и Курильских островов, по названию второго корабля руководимой им экспедиции «Брескенс», который, однако, в этом районе не был. Брескенс – название голландского города. Корабль де Фриса носил название «Кастрикум». Этим именем назван мыс на острове Уруп.
Название полуострова Чирип – это искажённое айновское слово «чирипои» — в переводе — «мелкие птицы».
Проект строительства маяка на мысе Брескенс был выпущен в 1965 году. Был применён типовой проект автоматического маяка шифр ТП-50, разработанный Дальвоенморпроектом № 31 (в/ч 31072, г.Владивосток).
Маяк Брескенс был построен 636-ым Военно – морским строительством (636 ВМС, в/ч 72010) под руководством майора Шевелёва и прораба Савченко. Работы были начаты уже в 1966 году. В летнее время заложили фундамент и приступили к бетонированию ствола башни. На зиму работы были прекращены, строители сняты с объекта. В следующем году строительство маяка было завершено. Маяк был принят в эксплуатацию 25 октября 1967 года.
После монтажа светооптического аппарата марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт и радиомаяка марки МРМ-61 специалистами Гидрографической службы флота автоматический маяк Брескенс был введён в действие, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям № 503 часть 1 от 16 ноября 1967 года.
Световой маяк имеет белый круговой проблесковый огонь: свет 1 сек + темнота 2 сек – период 3 сек. Дальность видимости огня маяка 9 миль (более 16 км).
Радиомаяк марки МРМ-61, позднее заменённый на радиомаяк марки АНРМ-25, работал на частоте 730 кгц и длине волны 411 м непрерывно. Он имел дальность действия 50 миль (92 км) и опознавательный сигнал «БС» по азбуке Морзе.
Монолитная железобетонная цилиндрическая башня маяка высотой 8,0 метров имеет наружный диаметр 5,0 метров при толщине стен 20 см. В башне три этажа. Для подъёма на верхнюю площадку в башне установлены стальные вертикальные трапы. В башне есть подвал с высотой помещения 1,75 метра для размещения аккумуляторов и батарей электропитания. Второй этаж башни утеплён и приспособлен для временного пребывания обслуживающего персонала. Снаружи башня окрашена в штатный чёрный цвет с белой горизонтальной полосой посредине.
Для Т-образной антенны радиомаяка установлены две стальные мачты высотой 30 метров.
Первоначально основным источником электропитания маяка была автоматическая ветроэлектростанция марки АВЭС-0,1/12 мощностью 100 вт. Она проработала 5 лет, до июля 1972 года, когда была разрушена штормовым ветром. Электропитание маяка было переведено на резервный источник – батареи «Знак».
В июне 1974 года в качестве основного источника электропитания было установлено радиоизотопное энергетическое устройство (РЭУ) марки «Гранит-2», которое проработало 14 лет, до 1988 года, было демонтировано, сдано на утилизацию и заменено на РЭУ марки «ГОНГ», работающее до сих пор.
Фактическая стоимость строительства маяка Брескенс составила без стоимости специального навигационного оборудования поставки Гидрографической службы 98,0 тыс. рублей.
Автоматический маяк Брескенс с момента приёмки в эксплуатацию находится в ведении Гидрографиеской службы Тихоокеанского флота.
Ю.Шухин
17.06.2015