Пиламиф маяк


 

 

 

 

Сейчас маяк Пиламиф  не существует. Он был установлен во время Великой отечественной войны, в октябре 1943 года для обеспечения морских перевозок военных грузов по ленд-лизу из США и Канады в порты Дальнего Востока СССР в условиях пассивного противодействия Японии, владевшей Курильскими островами и южной частью Сахалина и воевавшей с США.

Во времена своего существования маяк и остров на котором он находился, носили наименование «Пилямиф», теперь остров называют «Пиламиф».

Маяк Пилямиф был установлен на острове Пилямиф – самом большом острове из группы в составе 6 островов и нескольких островков, носящих наименование Частые острова и расположенных у западного берега Амурского лимана. Он был предназначен для обеспечения плавания судов по Южному и Сахалинскому фарватерам.

Географические координаты маяка: широта 52 27,81 N, долгота 141 21,51 Е.

Остров Пиламиф в северной, поросшей лесом своей части имеет высоту до 67,7 м. Здесь, в самой высокой точке острова и был установлен маяк. Северные склоны холмов острова крутые, местами обрывистые. Южные склоны холмов пологие.

В составе маяка были построены башня, здание бензо – электрических генераторов, 1-квартирный деревянный жилой дом, трап и жёлоб с ручной лебёдкой для подъёма людей и грузов в маячный городок с места их выгрузки  с плавсредств на берег.

Маяк представлял собой 3-гранную деревянную решетчатую пирамидальную башню высотой 18,3 м. На башне  были навешаны один над другим 6 треугольных равнобоких щитов основанием вниз. Башня завершалась 6-гранной верхней площадкой с люком, подфонарным столиком и лебёдкой. Расстояние между стойками на уровне поверхности грунта было 4,0 м, на уровне верхней площадки – 1,3 м. Башня не была окрашена.

На верхней площадке маяка был установлен вращающийся прожектор марки «П-60-2» московского Прожекторного завода. Прожектор имел диаметр 600 мм и электролампу накаливания мощностью 2 квт и силой света 5 407 свечей. Огонь маяка был зелёный вращающийся: свет 1,2 сек + темнота 8,8 сек – период 10 сек. Дальность видимости огня маяка была 20 миль (37 км). Осевая сила света прожектора в 292 500 свечей обеспечивалась стеклянным параболическим отражателем. Вращался прожектор электромотором постоянного тока, делавшим 1 425 оборотов в минуту. Зелёный цвет огня маяка создавался зелёным светофильтром. Прожектор был выпущен заводом ещё в 1940 году и до установки находился, видимо, на складе в резерве.

Электропитание маяка обеспечивали напрямую, без аккумуляторных батарей два бензо-электрических агрегата марки «Висконсин» (США) с генераторами мощностью по 5 квт каждый, полученные, видимо, по ленд-лизу.

В 1948 году был установлен резервный ацетиленовый светооптический аппарат марки Ф-300 с 30-литровой горелкой. Его огонь имел дальность видимости 9 миль (более 16 км).

Извещением мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота (далее — ГС ТОФ) № 378 от 31 августа 1953 года было сообщено об уменьшении дальности видимости огня маяка Пилямиф до 7 миль (13 км) при сохранении его характеристики. Это было связано с уменьшением интенсивности судоходства в Амурском лимане.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 417 от 31 августа 1954 года маяк Пилямиф был переведён в разряд светящих навигационных знаков, но с сохранением постоянно проживающего обслуживающего персонала. Была изменена характеристика огня – он стал белым затмевающимся: свет 2 сек + темнота 2 сек – период 4 сек. Дальность видимости его огня за счёт снятия светофильтра была увеличена до 11 миль (более 20 км).

В 1956 году  54-м районом ГС ТОФ (в/ч 13178) под руководством капитан-лейтенанта Заманского и старшего лейтенанта Голубева был построен в просеке геодезический сигнал — башня высотой всего 13 м. В 1957 году на эту башню был перенесён с обветшавшей маячной башни светооптический аппарат и геодезический сигнал стал использоваться в качестве навигационного знака.  Дальность видимости и характеристика огня не менялись.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 225 часть 1 от 22 мая 1962 года было объявлено, что светящий навигационный знак Пилямиф переоборудован в несветящий. Его обслуживание было прекращено, а оборудование демонтировано. Проживание на острове людей, продолжавшееся 19 лет, завершилось.

Извещением мореплавателям ГС ТОФ № 143 часть 1 от 27 мая 1981 года было объявлено об упразднении несветящего навигационного знака Пилямиф. Объект навигационного оборудования в разном качестве существовал 38 лет, обеспечивая плавание судов в очень сложном районе Амурского лимана. Всё это время он находился в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин

28.02.2015


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *