Озёрный западный маяк


 

 

 

Маяк Озёрный Западный

 

Историко – техническая справка

 

           Маяк 3 класса Озёрный Западный установлен в 6 кабельтовых (1,11 км) к югу от мыса Озёрный на юго-западном берегу Камчатки. Мыс Озёрный является северо-западной оконечностью южной косы – южным входным мысом лагуны, образовавшейся при впадении реки Озёрная в Охотское море.

           Штатный номер маяка Озёрный Западный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года № 2610. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней № М 8038.

           Построенные на месте нынешнего маяка Озёрный Западный в 1936 году навигационный знак и в 1944 году — маяк носили название Озерной. О присвоении маяку нынешнего наименования было объявлено 16 декабря 1958 года в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 251 часть II.

           Маяк предназначен для обеспечения мореплавания в Охотском море вдоль юго-западного берега Камчатки и захода судов в находящийся в устье реки Озёрная посёлок Озерновский. Река Озёрная – крупнейшее мировое нерестилище нерки.

           Маяк Озёрный Западный расположен на территории посёлка Озерновский Большерецкого района Камчатского края. Расстояние от маяка до районного центра — посёлка Усть-Большерецк 149 км, до краевого центра города Петропавловск Камчатский – 227 км.

           Деревня Озёрная возникла в 1907 году. Вскоре она была переименована в село Унтербергеровка или Унтербергер в честь инженер-генерал-лейтенанта Павла Федоровича Унтербергера (1842 – 1921), который в 1888 – 1897 годах был военным губернатором Приморской области и в 1905 – 1910 годах был Приамурским генерал-губернатором. В 1948 году селение получило статус рабочего посёлка и название Озерновский. Основные предприятия посёлка – ОАО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» и Морской погрузочно – разгрузочный пункт.

           Расстояния от маяка Озёрный Западный на юг до маяка Лопатка 37,2 мили (69 км) и до маяка Курбатова на острове Шумшу — 37 миль (68,5 км), на север до маяка Большерецкий — 64,5 мили (120 км).

Географические координаты маяка Озёрный Западный:

широта 51º 29,2′ N  , долгота 156º 29,5′ E

           Маяк установлен в расстоянии 110 м от береговой черты на высоте 52,10 м над уровнем моря.

           Впервые об установке огня – светящего навигационного знака Озерной было объявлено в 1936 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 185 и, затем, 29 января 1937 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 50. Это была 3-гранная пирамидальная деревянная решетчатая башня высотой 5,50 м, обшитая досками. Знак был установлен на высоте 70 м над уровнем моря. Белый проблесковый огонь, установленный на башне, давал 12 проблесков в минуту с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 4,5 сек = период 5 сек. Дальность видимости огня была 9,5 мили (17,5 км). В 1940 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 108, а, затем, 28 сентября 1940 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ  № 1141 было объявлено о разрушении знака и выключении огня.

           Маяк Озерной был построен в 1943 году. Об открытии действия маяка с постоянным персоналом было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 5 от 26 января 1944 года.  В маячном городке были построены деревянные: башня маяка, маячно – техническое здание (агрегатная), два жилых дома, склад ГСМ в таре, хозяйственный сарай и уборная с выгребом.

           3-гранная деревянная пирамидальная решетчатая башня маяка высотой 20,00 м, установленная в расстоянии 110 м от береговой черты  на высоте 74 м над уровнем моря, не имела  обшивки. Стойки башни из брёвен диаметром в нижнем отрубе 22 см были заглублены в грунт на 2,40 м и опёрты на лежни длиной 1,10 м. Расстояние между осями стоек на уровне лежней было 5,40 м. Расстояние между стойками на уровне верхней площади было 2,00 м.  Башня по высоте состояла из 5 панелей высотой 4,00 м каждая. Решётка башни была крестообразная с горизонтальными связями.  Для подъёма на верхнюю площадку башни был устроен вертикальный трап. Верхняя 6-угольная площадка с диаметром вписанного круга 1,85 м имела настил из досок толщиной 50 мм и перила ограждения высотой 1,50 м.  

           На башне был установлен прожекторный береговой маяк марки БМ-60-1, изготовленный 19 июня 1941 года на Московском прожекторном заводе им. Л.М.Кагановича, с электролампой мощностью 2 квт. Диаметр стеклянного параболического посеребрённого рефлектора был 600 мм, фокусное расстояние 250 мм.  Прожектор делал 10 оборотов в минуту. Огонь был круговой красный проблесковый с характеристикой: свет 0,7 сек + темн. 5,3 сек = период 6 сек. Осевая сила света прожектора была 2 250 000 свечей. Дальность видимости огня 23 мили (42 км). Электропитание маяка обеспечивали четыре агрегата  марки ЭЗС-5-А с двигателями фирмы «Висконсин» мощностью 18 л.с. и генераторами марки Р-3001 мощностью 5 квт, полученные по ленд-лизу из США.

           На башне был установлен и дублёр огня маяка – фонарь Ф-300 с 25-литровой ацетиленовой горелкой завода «Водтрансприбор», проблесковым аппаратом марки К-130 и регулятором давления марки Т-130. Для обеспечения работы фонаря при маяке имелись 4 ацетиленовых газоаккумулятора («баллона») типа В-50 общей ёмкостью 20 000 литров газа. Расход ацетилена был 2,9 литра в час. Огонь был белый проблесковый с характеристикой: свет 0,5 сек + темн. 4,5 сек = период 5 сек. Дальность видимости огня дублёра 8 миль (почти 15 км).

          Маячно-техническое здание было деревянное, на деревянных стульях, с деревянным, засыпанным шлаком перекрытием, тесовой кровлей и деревянными полами. Здание имело размер в плане 6,80 х 6,10 м, общую площадь 35 кв. м, высоту помещений 2,55 м. Отопление здания было печное, освещение керосиновое, вентиляция естественная.

           Воду возили из реки Озёрная на лошади на расстоянии 400 м.

           Для личного состава маяка, состоявшего из матросов срочной службы, были построены два одинаковых деревянных жилых дома на деревянных стульях, с деревянным, засыпанным шлаком перекрытием, тесовой кровлей и деревянными полами. Каждое здание имело размер в плане 12,65 х 6,50 м, общую площадь 59 кв. м, высоту помещений 2,55 м. Отопление здания было печное, освещение керосиновое, вентиляция естественная, воду возили из реки Озёрная.

           Для хранения жидкого топлива и смазочного масла в бочках был построен деревянный каркасно-обшивной склад размером в плане 6,00 х 6,00 м с односкатной тесовой кровлей и грунтовым полом общей площадью 35 кв. м.

           Начальником маяка в 1950 году был старшина 2 статьи Дрищ.

           Доставка грузов на маяк осуществлялась судами и далее загруженными на рейде  шлюпками, которые шли или к причалу рыбоконсервного завода, от которого до маяка расстояние было 1 км, или к деревянному причалу маяка длиной 50 м и шириной 20 м. 

           К 1950 году башня маяка пришла в непригодное для дальнейшей эксплуатации состояние. 25 августа 1956 года была принята в эксплуатацию установленная строителями специализированной экспедиционной подрядной организации в/ч 34363, которыми руководил капитан технической службы Линский, 4-гранная стальная решетчатая призматическая  башня маяка высотой 18,00 м с прямоугольными красными деревянными щитами с белой вертикальной полосой посредине, Башня в плане имела квадратное сечение 2,50 х 2,50 м. Щиты из досок с просветами, установленные на каждой грани башни, были высотой 8,00 м и шириной 3,50 м. Башня   была построена по типовому проекту  шифр 550р, разработанному Ленинградским бюро Государственного проектного института Проектстальконструкция (ЛО ГПИ ПСК) в 1952 году. Начальник бюро М.Б.Солодарь, главный инженер бюро Беда, главный инженер проекта Шилов, проектировали инженеры Плинер, Потёмкина, Юшкевич, Яковлева.

           8 сентября 1956 года было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ  № 121 часть II о вводе в действие несветящего знака – дневного навигационного ориентира.   Маячный аппарат на новую башню перенесён ещё не был.

           21 ноября того же 1956 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 149 часть II о разрушении ураганом старой деревянной башни маяка Озерной. Маячный фонарь был временно установлен на земле на месте разрушенной башни.

          Действие маяка Озерной со штатной характеристикой было восстановлено на новой башне только 30 июля 1957 года, о чем было объявлено в Извещении мореплавателям      № 112 часть II.

           8 декабря 1958 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 233 часть II об изменении характеристики огня. Был увеличен проблеск с 0,5 сек до 1,5 сек, что улучшило условия пользования маяком. Это стало возможным в связи с заменой вращающегося прожектора на светооптический аппарат марки ЭМ-500 с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт. При этом дальность видимости красного огня маяка была уменьшена до 15 миль (почти 28 км).  В качестве резервного маячного аппарата был установлен фонарь марки ЭМ-200 с лампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт, красный огонь которого имеет дальность видимости 3 мили (5,5 км).

           В 1972 году в связи с непригодным для дальнейшей эксплуатации состоянием зданий, построенных в 1943 году, экспедиционная, специализированная на маячном строительстве подрядная строительная организация в/ч 34363  начала реконструкцию маяка. Работами руководили майор-инженер А.П.Кобринский и лейтенант-инженер В.В.Гриченко. Было построено маячно-техническое здание, заложены фундаменты и анкера для оттяжек стальных радиомачт.

           В 1973 году реконструкция маяка была закончена. 30 сентября 1973 года были приняты в эксплуатацию: маячно-техническое здание (МТЗ), склад маячного имущества с резервной автономной электростанцией и баней и склад ГСМ в таре из шлакобетонных блоков, два заглубленных стальных резервуара для воды на 10 и 25 куб. м, две стальные мачты-опоры антенны радиомаяка высотой по 30 м, штахетный забор длиной 210 м, кабельная телефонная линия длиной 1000 м от телефонной станции посёлка до маяка.

           Кабельная ЛЭП длиной 1310 м от поселкового распределительного устройства до МТЗ обеспечивает маяк электроэнергией, которую вырабатывает находящаяся неподалёку  первая в СССР Паужетская геотермальная электростанция – единственный источник электроснабжения посёлка Озерновский.    

           Общая стоимость работ – 339,2 тыс. руб, в том числе 138,1 тыс. руб или 40,6 % составил фрахт судов для доставки строительных грузов.

           Двухэтажное размером в плане 10,60 х 6,60 м маячно-техническое здание построили по индивидуальному проекту. Общая площадь 106 кв. м. Высота помещений нижнего этажа 2,20 м, верхнего этажа – 3,00 м. Пол нижнего этажа на 92 см ниже планировочной отметки. Вход в каждый этаж отдельный. В этом здании установили маркерный радиомаяк марки МРМ-61. О вводе в действие радиомаяка Озёрный Западный было объявлено 22 октября 1973 года в Извещениях мореплавателям № 78 и № 81 часть II. Радиомаяк получил опознавательный сигнал «ОА», работал на частоте 297,5 кгц и имел дальность действия 50 миль (92 км).

           Склад маячного имущества с резервной автономной электростанцией и баней имеет размер в плане 17,58 х 5,18 м, общую площадь 65 кв. м и высоту помещений 1,70 м. Резервная автономная электростанция имела два электрогенератора мощностью 6 и 10 квт. Склад ГСМ в таре имеет размер в плане 5,80 х 4,50 м, общую площадь 15 кв. м и высоту помещения 2,75 м.

           Жилые помещения при маяке не построили из расчёта приёма на работу жителей посёлка Озерновский, в черте которого расположен маяк. Эти работники несли на маяке  непрерывное дежурство.

           В 1988 году вместо выработавшего свой ресурс был установлен новый радиомаяк марки КРМ-300, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ТОФ № 137. Дальность действия увеличилась до 150 миль (277 км). Радиомаяк был выключен в 2001 году и сейчас не работает.  

           В марте 2001 года штормовым ветром с гололёдом башня маяка была разрушена. Маячный фонарь марки ЭМ-300 с электролампой марки ММ 110х500 мощностью 500 ватт установили на площадке оставшейся нижней части башни высотой 6 м. Маяк был переименован в «Огонь Озёрный Западный» и переведён в автоматический режим работы. Он продолжает светить красным проблесковым огнём с прежней характеристикой, но его дальность видимости уменьшили до 9 миль (менее 17 км).

           До 1980 года начальником маяка был Федулкин, с 1980 по 1990 год – Ю.Г.Воробьёв, с 1990 года — В.В.Краев.

           Маяк  находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

 

28 февраля 2018 года

 

Ю.Шухин 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *