фото сделано 30.09.2009
Маяк Неприступный
Историко – техническая справка
Маяк Неприступный 1 класса установлен на восточном берегу залива Находка в заливе Петра Великого, на обрывистом, узком, вытянутом и поросшем травой мысе Неприступный в 115 м от его оконечности. Оконечность мыса – малоприметный, поросший травой островок, одинаковой высоты с берегом и соединённый с ним короткой осыхающей косой. На юг от мыса Неприступный выступает на 900 метров риф, над которым даже при небольшой зыби образуются буруны.
Штатный номер маяка Неприступный по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России – 505. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7563.2.
Географические координаты маяка Неприступный:
широта 42° 47,78′ N , долгота 133° 00,30′ E
Маяк Неприступный и установленная при нём станция радионавигационной системы РС-10 предназначены для обеспечения плавания судов в заливе Находка на подходах к четырём морским портам, расположенным в этом заливе: Находкинским Нефтеналивному, Морскому торговому и Рыбному, а также к Восточному Порту. Кроме того, установленный при маяке девиационный радиомаяк Неприступный предназначен для определения радиодевиации судовых радиопеленгаторов.
Маяк Неприступный имеет высоту 14,28 м от отметки верха спланированной территории маяка до верха дефлектора на крыше фонарного сооружения. Маяк установлен на высоте 18,0 м над уровнем моря, в расстоянии 18,0 м от края ближайшего обрыва.
Маяк расположен на территории Партизанского района Приморского края. Ближайший населённый пункт — посёлок Береговой в расстоянии 8 км от маяка. Город, порт и железнодорожная станция Находка находятся в расстоянии 27 км от маяка.
Ближайшие маяки с постоянно проживающим при них персоналом: маяк Поворотный на юге от маяка в расстоянии напрямую морем 7,5 мили – 14,0 км, и Передний маяк створа Залива Находка – на северо-западе в 3,9 мили – 7,0 км.
Залив, носящий ныне название Находка, в первой половине XIX века носил английское название «Хорнет-бей» или «Горнет» (в русской транскрипции). Во время перехода в июне 1859 года русской дипломатической миссии во главе с генерал-губернатором Восточной Сибири генерал-адъютантом графом Николаем Николаевичем Муравьёвым-Амурским (1809-1881) в Китай корвет «Америка», доставлявший миссию, зашёл в залив. Под руководством командира корвета капитан-лейтенанта Александра Арсентьевича Болтина (1832-1901) и штурманов Якова Тимофеевича Астафьева (1819 – 1879) и Н.Красильникова было произведено обследование залива, в ходе которого была открыта бухта. Губернатор 18 июня (1 июля) 1859 года дал названия заливу — «Америка» в честь корвета, а бухте – «Находка». Залив и бухта под этими названиями были нанесены на карту.
Колёсный пароход-корвет с парусным вооружением «Америка» был построен в Северо-Американских Соединённых Штатах (САСШ) и в 1856 году пришёл в Россию на Дальний Восток. Длина корабля была 50,30 м, ширина 8,60 м, водоизмещение 554 т. Паровая машина имела мощность 150 л.с.
В 1864 году в бухте Находка был образован военный гидрографический пост.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1972 года залив Америка был переименован в залив Находка.
Строительство маяка было начато в 1970 году, когда был заложен фундамент маячно-технического здания. Работы вела в/ч 96765 (УНР-410) Дальвоенморстроя под руководством подполковника-инженера В.К.Бакунова и майора-инженера Ф.Ф.Поташко.
Маяк Неприступный строили из расчёта, что он будет действовать с постоянным дежурным персоналом, который будет жить вне территории маяка. Поэтому жилых и хозяйственно-бытовых построек при маяке нет.
Строительство маяка было в основном закончено в 1972 году. Извещением мореплавателям 2 февраля 1973 года было объявлено об установке «приметной 8-гранной красной кирпичной башни у серого одноэтажного кирпичного здания на мысе Неприступный».
30 сентября 1973 года все построенные объекты маяка были приняты в эксплуатацию: башня маяка, соединённая переходом с маячно-техническим зданием, две стальные ёмкости объёмом по 3 куб.м для воды и дизельного топлива, деревянные сарай для угля и уборная, кабельная ЛЭП длиной 1100 м для электропитания маяка, воздушная телефонная линия длиной 6,0 км и благоустройство территории маяка. Была установлена мачта для флага. Общая стоимость строительства маяка составила 282,0 тыс. рублей.
17 декабря 1973 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и вводе в действие:
— маяка Неприступный на мысе Неприступный – 8-гранной кирпичной башни, нижняя половина которой и фонарное сооружение окрашены в белый цвет, а верхняя половина и купол фонарного сооружения – в красный. Маяк имел, как и теперь белый изофазный огонь с характеристикой: свет 3 сек + тёмн. 3 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 16 миль – 30 км;
— там же девиационного радиомаяка Неприступный, как и теперь, имеющего, опознавательный сигнал «НУ» по азбуке Морзе, работающего на трёх частотах с дальностью действия 50 миль – 55 км.
Маяк был построен по типовому проекту шифр ТР-46/1-65, разработанному в/ч 54034 в 1965 году. В разработке проекта принимали участие:
- главный инженер в/ч 54034 В. Ласси,
- главный инженер проекта И.Злотникова,
- начальники отделов: Куплевацкий, Кузьмичёв и Васильев,
- главные специалисты: Богданов, Гостищев и Луценко,
- групповые инженеры: Гусаров, Смирнова и Швер,
- проектировали: Чуров, Полиенко, Синицына и Михаев.
Составление проекта маячного городка и привязку указанного выше типового проекта выполнила в/ч 31072 (Дальвоенморпроект № 31, г.Владивосток).
8-гранная призматическая башня маяка сложена из силикатного кирпича. Толщина стен 38 см. Габаритный размер башни в плане 3,56 х 3,56 м. Высота башни от спланированной поверхности территории маяка (от отмостки) до верха плиты перекрытия – 10,73 м. Размер внутреннего помещения башни в плане 2,80 х 2,80 м. В башне для подъёма в фонарное сооружение установлена стальная маршевая лестница и две лестничных площадки на высоте 3,0 м и 7,50 м от нулевой отметки пола входа в башню, которая на 50 см выше отмостки. Последний, верхний марш лестницы – винтовой. В башне три окна для освещения. Балкон, образованный плитой перекрытия после установки фонарного сооружения, покрыт сверху листовой рифленой сталью.
На монолитном железобетонном перекрытии башни установлено фонарное сооружение, которое было снято с маяка Сысоева при его реконструкции в 1972 году в связи со строительством монолитной железобетонной башни с новым отечественным фонарным сооружением. На маяке Сысоева фонарное сооружение автоматического малого (шхерного) маячного огня было установлено на цоколе из камня высотой 1,10 м при строительстве маяка в 1932 году.
Цилиндрическое чугунное сборное фонарное сооружение имеет наружный диаметр 2,04 м и высоту от основания до верха дефлектора 3,55 м, в том числе высоту: дефлектора – 0,30 м, конической крыши – 0,45 м, штормового остекления 0,85 м и нижней опорной части с дверью – 1,95 м. Нижняя опорная часть собрана из десяти обечаек размером 0,61 х 1,95 (h). Масса сооружения около 2,4 т. Штормовое цилиндрическое остекление состоит из выгнутых по радиусу 100 см 10 ромбовидных стёкол размером 60 х 85 (h) см и 20 треугольных стёкол высотой 42 см. В нижней части каждой обечайки устроено защищённое регулируемое вентиляционное приточное отверстие.
В фонарном сооружении установлен отечественный светооптический маячный не вращающийся аппарат марки ЭМН-500 с прожекторной электролампой марки ПЖ 220-500 мощностью 500 вт и лампоменятелем. Высота аппарата 1335 мм, диаметр 608 мм, фокусное расстояние 250 мм, масса 205 кг.
Резервный маячный аппарат марки ЭМ-300 с лампой марки ММ 12-23 мощностью 23 вт имеет дальность видимости белого огня 8 миль – 15 км.
Башня соединена крытым переходом длиной 1,50 м с маячно-техническим зданием. Стены здания сложены из красного кирпича и облицованы белым силикатным кирпичом. Здание имеет габаритный размер в плане 12,62 х 10,22 м, общую площадь 98,4 кв.м и толщину стен 51 см. У здания ленточный бутобетонный фундамент с глубиной заложения 1,30 м, железобетонное перекрытие, совмещённая крыша и рулонная кровля. Полы в зависимости от назначения помещений из керамической плитки, бетонные, линолеумные и дощатые.
В здании установлены передатчики девиационных радиомаяков марок КРМ-100 и КРМ-50, работающие на штыревые антенны, два резервных дизель-электрических генератора марки АСДА-2-12 мощностью по 12 квт, два отопительных водогрейных котла, работающие на дизельном топливе, марки КОАВ-68.
8 декабря 1978 года Извещением мореплавателям было объявлено о включении подсветки башни маяка в ночное время, которая производилась прожектором марки ПЗС-45А и обеспечивала видимость башни на расстоянии 8 миль – 15 км. Сейчас подсветка выключена.
Начальником маяка Неприступный в 1978 году был Крендель.
В следующем, 2018 году маяку Неприступный исполнится 45 лет.
Маяк Неприступный находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
Ю.Шухин
16 марта 2017 года